Сессия 9

Послание Предшественника в Исаии 28-29

I. Введение

A. Просите Бога открыть вам, почему Он хочет, чтобы вы знали эту информацию, и почему Он хочет, чтобы вы рассказывали об этом другим. Когда мы задаем эти вопросы, мы ведем диалог с Богом и, благодаря этому, возрастаем в понимании.

B. Главы 28-29 в книге Исаии адресованы духовно слепым лидерам Иерусалима. Исаия дает нам три пророческих отрывка о бедствии (28:1-4; 29:1-4; 29:15-16)— они применимы к лидерам Иерусалима и к современным народам.

C. Обзор Исаии 28-29

28:1-29 Бедствие #1— Исаия плачет о лидерах Израиля и Иерусалима

28:1-4 Бедствие #1— лидеры Ефрема или Израиля (Северное Царство) 

28:5-6 Красота Мессии откроется в последние времена

28:7-13 Бедствие Ефрема распространится на Иерусалим (Южное Царство)

28:14-22 Лидеры Иерусалима заключают союз со смертью

28:23-29 Притча о фермере: Иерусалим должен принять Божью мудрость

29:1-16 Бедствия #2 и #3— Божий суд над Иерусалимом

29:1-4 Бедствие #2— Иерусалим будет осажден

29:5-8 Враги Иерусалима будут сокрушены29:9-14 Слепота иерусалимских лидеров

29:15-16 Бедствие #3— Иерусалим отказывается от Божьего лидерства

29:17-24 Восстановление и спасение Израиля

D. Исаия пытался убедить лидеров Иерусалима не искать защиты у других народов, но ожидать спасения от Господа. Пророк хотел уберечь жителей Иерусалима от тех страданий, которые перенесло Северное израильское царство от рук ассирийской империи.

E. Некоторые пророчества из Исаии 28-29 частично исполнились во времена ассирийского вторжения в Иерусалим. Во всей полноте они произойдут в том поколении, при котором вернется Господь.

1. Отрывок в Исаии 28:1-13 вероятнее всего был произнесен прямо перед ассирийским нашествием на Израиль в 721 до н. э.

2. Текст в Исаии 28:14-29:24 скорее всего был написан перед вторжением ассирийцев в Иудею в 701 до н. э.

F. Господь обещает победу и спасение для остатка Своего народа, а также поражение ассирийской империи (29:5; 30:31). Полное поражение ассирийского царя и его империи — это прообраз того, как Господь сокрушит антихриста, как «ассирийского царя последнего времени» (Мих. 5:5).

4 И станет Он[Иисус], и будет пасти в силе Господней… тогда Он будет великим до краев земли.И будет Он[Иисус] мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги, мы выступим против него… (Мих. 5:4-5)

II. Горе #1— Плач Исаии о лидерах Израиля и Иерусалима (28:1-29)

A. Исаия оплакивал грех и приближающиеся страдания гордых лидеров Ефрема (28:1-4). Господь так хотел, чтобы лидеры Ефрема (Северное израильское царство) покаялись в своих грехах.

1 Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его… Вот, крепкий и сильный у Господа[Ассирия], как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его [Израиль]на землюЕго рукой.Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян… (Ис. 28:1-3)

1. Увядший цветок: Когда-то Ефремом все восхищались, но теперь его слава была подобна увядшему цветку.

2. Сильный: Крепкий и сильный у Господа — это ассирийский царь и его военная мощь.

3. Его рука: Божья рука использовала Ассирийскую империю, чтобы поразить Израиль (Ефрем). Бог обладает суверенной властью и руководит всеми событиями в истории.

4. Попирается: Ассирия яростно растоптала Израиль, это нашествие было подобно губительному вихрю и бурному наводнению (28:2-3). Ассирийские армии растоптали землю когда-то прекрасного цветка - Ефрема.

B. Красота Мессии откроется в последние времена (28:5-6). Иисус — это славный венец, прекрасная диадема в Божьем Царстве. Исаия подчеркнул, что красота Мессии будет открыто проявлена в последние времена (4:2; 28:5; 33:17). Иисус спасет остаток Израиля, установит правосудие в судебных учреждениях, и поможет им выдержать военный удар армий антихриста (Зах. 14:1-5).

5В тот день Господь Саваоф[Иисус] будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего,и духом правосудия для сидящего в судилище[их судьи] и мужеством для отражающих неприятеля до ворот[их вооруженные силы](Ис. 28:5-6)

1. Сидящий в судилище: Иисус восстановит правосудие в законодательной системе, включая судей и судебные учреждения.

2. Отражающие неприятеля: Господь усилит мощь израильской армии в противостоянии антихристу даже прежде, чем вернется Иисус. Захария подчеркивал это несколько раз (Зах. 9:13; 10:3-7; 12:5-8), когда пророчествовал о том, что Господь помажет израильских солдат так, как Он помазал Давида (Зах. 12:8).

5 И они будут, как герои, попирающие врагов на войне… сражаться, потому что Господь с ними… Как герой будет Ефрем… (Зах. 10:5-7)
8В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет… как Ангел Господень перед ними. (Зах. 12:8)

III. Бедствие Ефрема распространилось на Иерусалим (Ис. 28:7-13)

A. Иерусалимские священники и лжепророки были “побеждены вином», подобно лидерам Ефрема (28:7-8).

7 Но и эти[лидеры в Иерусалиме] шатаются от вина и сбиваются с пути от сикерыв видении ошибаются, в суждении спотыкаются.Ибо все столы наполненыблевотиною… (Ис. 28:7-8)

1. Ошибаются в видении: Из-за пьянства у них было искаженное «видение», что приводило к принятию неверных решений. Их представление о Боге и Его лидерстве также было искаженным.

2. Сикера: Иисус предупреждал о том, что в последние времена проблема пьянства станет особенно опасной. Он призывал Свой народ обратить внимание на свое сердце, чтобы не попасть в ловушку пьянства или аморальности в целях «самолечения» (и попытках получить быстрое облегчение).

25И будет уныние народов… Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением [безнравственностью]и пьянством… чтобы день тот не постиг вас внезапно,ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному(Лук. 21:25-35).

B. Они также: Бедствие, которое было высвобождено на лидеров Ефрема (28:1-4) распространилось и на лидеров Иерусалима (28:7, 14), которые совершали такие же грехи. Некоторые спорят о том, к кому относится 7-й стих: к лидерам Ефрема или Иерусалима. Весь контекст Исаии 28-29 — это Божье Слово к лидерам Иерусалима (28:14).

C. Слушатели Исаии в Иудее были согласны с тем, что Божий суд над Израилем в 721 г. до н.э. был очевидным подтверждением их непокорности. Тем не менее, лидеры Иерусалима продолжали жить в гордости и совершали те же самые грехи.

D.Ложные пророки высмеивали учение Исаии, называя его лепетом младенцев (28:9-10).

9А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:9-10)

E. Пьяные лидеры высмеивали Исаию за простоту и повторение, с которыми он нес Божье послание. Они смеялись над его словами, словно над наставлениями в воскресной школе, говоря: «это слово для младенцев, оно абсолютно бесполезно для людей, владеющих искусством политики». Они обвиняли Исаию в том, что он говорил с ними, как с детьми, когда убеждал их доверять Богу и не вступать в союз с другими народами Констебль.

F. Насмешка: Петр предостерегал святых об опасности насмешников или высмеивающего духа. Он хотел, чтобы Божьи люди знали, что восстанет против них. Все, кто будет стоять за Божью истину в последние времена, столкнутся с ругателями или насмешниками: как за пределами Церкви, так и внутри собраний. На протяжении всей истории Божьих посланников высмеивали люди главным образом из религиозной среды.

3Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели… говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же(2 Пет. 3:3-4)

1. Больше всего Петр предостерегал святых о том, чтобы не становиться циничными. Вместо этого мы должны быть «помазанными наблюдателями» за признаками последних времен.

2. Многие отступят от учения о последних временах из-за страха перед людьми. Насмешники будут высмеивать тех, кто понимает, провозглашает и готовится к возвращения Господа.

G. Исаия использовал слова самих же лидеров Иерусалима, чтобы предупредить их об ассирийском вторжении (28:11-12). Если они отказались принять Божьи пророческие слова говоря, что они слишком простые и звучат как детское бормотание «лепечущих уст», то Он будет учить их через иностранных завоевателей с лепечущими устами (говорящих на иностранном языке). Он продолжит учить их «тут немного, там немного», только в этот раз через испытания пленом. Господь говорил к лидерам-насмешникам Иерусалима через ассирийских воинов, язык которых напоминал варварский или лепечущие уста.

11За то лепечущими устами и на чужом языке Он будет говорить к этому народу. Он говорилим: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать.И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены[уведены в плен] (Ис. 28:11-13).

1. Господь предпочел говорить к Своему циничному народу, который высмеивал Его пророческие слова, на совершенно непонятном языке, который был для них то же, что и «лепечущие уста» (или иностранный язык).

2. Павел использовал Ис. 28:11 применительно к говорению на языках (1 Кор. 14:21). Итак, Бог предпочел говорить с циничными людьми на неразборчивом языке, который выглядел как «лепечущие уста» или другой язык.

H. Будут уловлены: В 701 до н.э. Сеннахирим захватил 200 тысяч пленников из Иудеи.

I. Покой: Бог обещал «покой» любому человеку в Израиле, кто будет чтить завет с Богом. Этот покой был доступен всем, кто оставался верным завету с Господом и отказывался заключать союз со смертью.

IV. Лидеры Иерусалима заключают союз со смертью (Ис. 28:14-22)

A. Правители Иерусалима заключили завет со смертью (28:14-15). Это был политический договор или соглашение с народом, возможно с Египтом, для защиты от Ассирии (30:1-3) или напрямую с Ассирийской империей (с целью купить свою защиту). Это произошло несмотря на то, что Израиль уже находился в завете с Господом для своей защиты (Исх. 19).

14Итак слушайте слово Господне, хульники, правители…. Иерусалима.Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею[адом] сделали договор: когда всепоражающий бич[антихрист] будет проходить, он не дойдет до нас…». Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро… и один слух о нем будет внушать ужас.(Ис. 28:14-19)

B. Я полагаю камень на Сионе: Израиль не сможет найти безопасность ни в одном политическом договоре, кроме как в Мессии. Бог обещал положить в Иерусалиме прочное основание, на котором они могли бы строить и в котором обрели бы истинную защиту. Иисус — это испытанная и проверенная скала, в которой находится их безопасность. Он никогда не подведет (Пс. 118:22; Зах. 3:9; 10:4; Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; Рим. 9:33; 10:11; Ефес. 2:20; 1 Пет. 2:6).

C. Краеугольный камень: Краеугольный камень (или камень в основании) — это самый первый камень, который закладывают при строительстве сооружения. Все остальные камни закладываются в зависимости от этого камня. Краеугольный камень определяет позицию всего здания.Иисус — это краеугольный камень, который невероятно драгоценен в глазах Бога и Его народа, это прочный фундамент, на котором мы можем строить свою жизнь. Драгоценный камень — это прекрасный и славный Мессия в 28:5.

1. В поколении, которое увидит возвращение Господа, взаимоотношения с Иисусом, как с «краеугольным камнем, положенным на Сионе» будут единственным безопасным местом во время бурь антихриста и Божьих судов.

2. В конце Великой Скорби лидеры Иерусалима примут Иисуса как Мессию, как Того, Кто освободит их от «завета со смертью» (Мф. 23:39).

D. Верующий в Него: Это включает в себя доверие лидерству Иисуса в те времена, когда усилится тьма, вместо того чтобы поддаться страху, обиде или заблуждению. Бог защитит всех верующих, которые полагаются на Иисуса, на драгоценный краеугольный камень. Каждый может поверить этому свидетельству и возложить все свои надежды на этот фундамент.

E. Не постыдится: Тем, кто доверяет Господу, не нужно действовать опрометчиво, поддаваясь страху и панике.

F. Союз со смертью: Надменные лидеры Иерусалима полагали, что благодаря своим блестящим навыкам ведения переговоров им удастся заключить союз, который поможет им избежать бедствий. Исаия саркастически заявил им, что их союз — это завет со смертью (28:18), который приведет к гибели многих людей.

G. Не устоит: Завет со смертью был расторгнут или признан недействительным, когда не смог спасти Израиль — страна была растоптана под ногами вторгшейся ассирийской армии в дни Исаии. Этот завет также не спасет Израиль (как и любой другой народ) от гнева антихриста в последние времена.

H. Отвес праведности: Исаия продолжил использовать строительные образы, говоря об измерении всего по отвесу (или прямой линии) праведности. Во времена Великой Скорби Господь будет измерять мятежных людей в Израиле, как и во всех народах, по Своему отвесу праведности.

1. Измерительную линию использовали плотники, чтобы определить точные замеры для стены или здания. Отвес — это кусочек свинца на нитке, который использовался для того, чтобы создать абсолютно прямую линию.

2. Господь сделает праведность Своей измерительной линией для каждого человека и каждого народа таким же строгим образом, как это делает архитектор. Вместо греха в мире восторжествует праведность.

I. Правосудие: Его суды всегда соответствуют правосудию. Они не могут быть слишком слабыми или слишком суровыми.

J. Убежище лжи: Завет со смертью был «фальшивым убежищем», основанным на лжи — предполагалось, что ложь защитит Израиль от надвигающегося шторма. Фальшивое ощущение безопасности было основано на лжи. И эта ложная опора была сметена, подобно наводнению, ассирийским вторжением.

K. Градом истребятся убежища лжи: Бог будет использовать град, чтобы сокрушить ложную надежду тех, кто укрывался в этой лжи. Это говорит о внезапном и абсолютном разрушении. Наводнение сокрушит их укрытие — то место, где они ищут безопасности (завет со смертью).

1. Шторм Божьего суда через ассирийское вторжение буквально ошеломит тех, кто ищет «убежище во лжи». Божьи суды сравниваются с грозой и градом: они откроют лживость их хитрых планов, греховность их путей и разоблачат обманчивую природу их завета со смертью.

2. Божьи суды часто сравниваются с бурей: дождем, градом и наводнением (Исх. 9:18-34; Нав. 10:11; Пс. 77:47-48; Ис. 18:2, 17; 30:30; Иез. 13:11, 13; 38:22; Агг. 2:17; Откр. 8:7; 11:19: 16:21; наводнение —Ис. 30:28; 59:19; Иер. 46:6-8; 47:2; Дан. 9:26; 11:22; Авв. 3:10; Наум 1:8; Откр. 12:15-16; шторм—Пс. 82:15; Пр. 1:27; Ис. 25:4; 28:2; Иез. 38:9)

L. Контекст Исаии 28 указывает на последние времена. Четыре главы перед Ис. 28 говорят о последних временах. Стихи сразу же после 28:18 — эсхатологические, они описывают Божьи планы для всей земли (28:22). Между двумя ссылками на «завет со смертью» (28:15, 18) Исаия дает нам обещание пришествия Иисуса, как краеугольного камня (28:16). Это говорит о том, что события, связанные с «заветом со смертью», произойдут как перед (28:15), так и после (28:18) первого пришествия Иисуса, как Камня, положенного на Сионе. Исаия говорит о шторме после первого пришествия Иисуса (Он пришел, чтобы стать Камнем, положенным на Сионе).

V. Израиль заключит договор с антихристом

A. Гавриил говорил Даниилу о последних семи годах нынешнего века, после которых придет Мессия, чтобы править миром из Иерусалима (Дан. 9:24-27). Этот последний семилетний период прямо перед возвращением Иисуса часто называют «70-й неделей Даниила».

27Он [антихрист]утвердит завет для многих одна седмина[7 лет], а в половине седмины он [антихрист] прекратит жертвы и приношения [то есть, нарушит союз]… (Дан. 9:27)

1. Седмина: Гавриил говорил о семи годах, как о неделе. В Израиле неделя могла состоять как из лет (7 лет), так и из дней (7 дней).

2. Многие: Политический договор, который повлияет на Израиль и многие другие народы. Я думаю, что в этом соглашении примет непосредственное участие союз из десяти народов под руководством антихриста (Откр. 17:12).

B. Лидеры Израиля заключат соглашение с антихристом, в результате которого отдадут ему свою власть на семь лет. Это произойдет за семь лет перед возвращением Иисуса(Ис. 28:14-18; Иез. 38:8-12; Дан. 9:27; 11:45; 14; 39:26; Зах. 11:16; Лук. 19:11-28; Иоан. 5:43; 1 Фес. 5:3). Первоначально лидеры Израиля будут считать, что они умнее антихриста (который будет прятаться за фасадом дружелюбия и мира) и смогут с ним договориться.

C. Великая Скорбь начнется с того, что антихрист заключит мирный договор (семилетний период времени). Фальшивый мир будет длиться 3,5 года (первая половина последних семи лет нынешнего века). После этого антихрист неожиданно нарушит свой договор, и в израильском храме прекратятся жертвоприношения.

3Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами[Великая Скорбь] постигает имеющую во чреве, и не избегнут.(1 Фес. 5:3)

D. Антихрист будет использовать этот договор, чтобы поставить свои укрепления в израильской земле. Часть его штаб-квартир будет располагаться в Израиле, на «горе преславного святилища» в Иерусалиме (на храмовой земле).

45 и раскинет он[антихрист]царские шатры свои между морем[Средиземное и Мертвое моря] и горою преславного святилища[в Иерусалиме]. (Дан. 11:45)

E. Короткое время в Израиле будет царить мир, прежде чем на народ ополчится антихрист (Иез. 38:8-12). Время израильского мира и безопасности подобно жизни в неогражденной земле с ощущением необходимости в усилении обороны и обеспечении безопасности. Тот самый человек (антихрист), который помог им установить мир, в конечном итоге совершит на них нападение с участием иностранных вооруженных сил.

8В последние годы ты[антихрист] придешь в землю… собранную из многих народов, на горы Израилевы… жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. И поднимешься, как буря… ты и все полчища твои и многие народы с тобою… ты задумаешь злое предприятиеи скажешь: "поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно… наложить руку на[Израиль]…» (Иез. 38:8-12)

F. Преисподняя: Правители Иерусалима заключат договор с преисподней или адом. В этом соглашении будет демоническая сверхъестественная часть, поскольку сатана передаст антихристу свой престол и власть (Откр. 13). Антихрист выйдет из ада после смертельной раны в голову (Откр. 17:8).

15… "Мы заключили союз со смертью и с преисподнею[с адом] сделали договор…» (Ис. 28:15)
2И дал ему[антихристу] дракон [сатана]силу свою и престол свой и великую власть.(Откр. 13:2)
8Зверь[антихрист], которого ты видел, выйдет из бездны… (Откр. 17:8)

VI. Необычное действие Господа: Он будет судить свой народ (28:21-22)

A. Господь поднимется, чтобы совершить чудное действие (28:21-22).

21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. (Ис. 28:21-22)

1.Гора Перацим: На горе Перацим филистимляне сражались с Давидом и израильской армией. Бог даровал Давиду неожиданную и окончательную победу (2 Царств 5:17-20).

2. Гаваонская долина: В Гаваонской долине с Божьей помощью Давид поразил филистимлян (1 Пар. 14:13-16). В это же место Бог послал град, чтобы помочь Иисусу Навину поразить аморейский союз народов (Нав. 10:10).

3. Чудное действие: Бог выступит против Своего собственного народа, допустив их пленение, и рассеяв в отдаленные земли. Действие суда названо «чудным», потому что Бог любит освобождать Свой народ.

4. Позже Исаия развивает это чудное действие говоря о нем, как о необычной работе (29:13-14).

13… «этот народ… языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня… то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость[их стратегии безопасности] мудрецов его погибнет…» (Ис. 29:13-14)

5. Для Бога необычно — дисциплинировать Свой народ, используя меч иностранных народов (Авв. 1:5).

5 Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. Ибо вот, Я подниму Халдеев[Вавилон], народ жестокий и необузданный… (Авв. 1:5-6)

VII. Притча о земледельце: Иерусалим должен принять Божью мудрость (28:23-29)

A. Исаия описал земледельца, который принял Божье наставление в земледелии (28:26,29), вместо того, чтобы отвергать его, как это делали лидеры Ефрема и Иудеи. Реакция земледельца отражает то, как Бог учит людей жить (28:26). И точно так же, есть много разных путей, которыми Он дисциплинирует Своих людей и все народы (28:27-28). Исаия советовал им последовать примеру земледельца, который принял мудрое Божье наставление.

B. Исаия призывал насмешников в Иерусалиме слушать Божье послание — он использовал пример земледельца, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения (28:23-29). Сразу же после того, как Исаия провозгласил Божье определение принести истребление в разные места по всей земле (28:22), он призвал лидеров Иерусалима внимательно слушать. Господь послал Ассирию, чтобы поразить Израиль. Тем не менее Он спасет Иерусалим от ассирийского нашествия и отсрочит Свою дисциплину, поскольку нашел в этом городе меру раскаяния во время правления царя Езекии.

23Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; выслушайтеВсегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним.И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его.Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин - палкою.Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его.И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!(Ис. 28:23-29)

C. Исаия описал мудрого земледельца, который слушал Божье учение. Лидеры Иерусалима должны были последовать этому примеру. Бог учил земледельца не только сельскохозяйственным процессам, но и разным способам просеивания и молотьбы зерна. (28:26, 29).

D. Главная мысль состоит в том, что Бог учит Свой народ как жить (28:26), и Он использует разные способы (особенно во время просеивания или суда) чтобы помочь Своему народу исполнить Его намерения (28:27).Замысел и руководство Господа дивны и превосходны (28:29).

1. Божий план для лидеров Иерусалима состоял в том, чтобы они не повторяли грехов, совершенных лидерами Израиля (28:1-4) в своем пьянстве, духовной слепоте и уповании на политические объединения.

2. Бог использует разные стратегии, наилучшим образом применяя их в разных ситуациях по мере того, как Он ведет Свой народ. Иногда Бог дает им обещания благословений, а иногда - предупреждает о суде.

E. Исаия задал риторический вопрос о работе земледельца, чтобы подчеркнуть то, как он следовал Божьим наставлениям (28:24-26). Он спросил: все ли время земледелец пашет на своем поле? Ответ - нет. Он не пашет ради того, чтобы просто пахать — он готовит землю для урожая.

1. В 28:25 Исаия задает вопрос: уделяет ли земледелец время тому, чтобы сеять свои семена? Ответ - да. Земледелец вспахивает поле, а затем ровняет его перед посевом семян. Почему? Потому что Бог учит его простым принципам, если, конечно, земледелец хочет иметь плодоносные поля. В осуществлении контроля над Иудеей, Божьим виноградником, лидеры Иерусалима должны были следовать примеру мудрого земледельца.

2. Земледелец следует мудрости в сеянии разных видов семян, чтобы они могли принести максимальное количество урожая. Наилучший путь состоял в том, чтобы сеять в землю семена, а затем сеять поверх этого слоя еще один вид семян. Бог учит земледельца разным способам сеяния различных видов семян.

F. Исаия описал разные способы, которыми земледелец просеивал разные зерна (28:27-28). Например, тмин и зерно он молотил по-разному. Это мудрость, которой учит Господь. Просеивание часто использовалось как символ суда. Исаия подчеркнул, что для просеивания каждого вида семян используется своя, уникальная технология. В одном случае земледелец выколачивает семена палкой, а в другом случае использует молотильные колеса.

G. Бог использует разную меру дисциплинирующего суда в соответствии с тем, в каком состоянии находится как Его народ, так и все остальные народы в разное время истории. Божий метод в отношении Иудеи в те времена отличался от того, как Он дисциплинировал Израиль.

VIII. Бедствие #2— Плач Исаии о Божьем суде над Иерусалимом (Ис. 29:1-16)

A.Исаия предсказывает осаду Иерусалима (29:1-14). И здесь, в 28:18-22, пророк продолжает тему Божьего суда над Иерусалимом.

B. Исаия изрек пророчество о грозящей беде Ариилу, что указывает на Иерусалим (29:1) и гору Сион (29:8). Еврейское слово Ариил означает Божий Лев или жертвенник, на котором сжигались жертвы (Иез. 43:16). Иерусалим был пророчески назван Ариилом. Наступит время, когда он станет жертвенником — местом огня. Это пророческое слово шло вразрез с «сионской теологией», которая гласила, что Бог никогда не разрушит Иерусалим.

1Горе Ариилу… городу, в котором жил Давид! … Я стесню Ариил, и будет плач и сетование… Я расположусь станом вокруг тебя и воздвигну против тебя укрепления(Ис. 29:1-3)

1. Лидерам Иерусалима, жившим в Иерусалиме, было крайне обидно слушать пророчество Исаии о том, что их город будет осажден Богом Израиля, вместо того, чтобы быть защищенным Им.

2. В последние времена Божьи посланники будут вновь предостерегать Иерусалим о том, что он будет окружен и осажден всеми народами (Иоиль 3:2, 12; Зах. 12:3; 14:2, Откр. 16:14).

2Вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима.И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем… соберутся против него все народы земли(Зах. 12:2-3)

C. Враги Иерусалима будут сокрушены в одно мгновение (29:5-8). Внезапная гибель врагов Иерусалима описана словами «в одно мгновение» (29:5). Это пророческое слово частично исполнилось в истории, когда Бог убил 185 тысяч ассирийских воинов в одну ночь в 701 г. до н.э. (Ис. 37:36).

5Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение.Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня.будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него… как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща… то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона(Ис. 29:5-8)

D. Множество всех народов: Бог соберет все народы на войну против Иерусалима (Иоиль 3:2, 12; Зах. 12:3; 14:2, Откр. 16:14). Затем Он сокрушит народы, которые были инструментами в Его руках для наказания Израиля.

1 Вот наступает день Господень… Я соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город… и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города.Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.придет Господь Бог мой и все святые с Ним(Зах. 14:1-5).

E. Посещение землетрясением и бурей: Страшная армия (29:5), выступившая против Израиля, будет сокрушена. Исаия обращался к ним напрямую так, словно видел их перед собой — такой внезапный переход необычен для Исаии. Поражение армий антихриста подробно описано в 29:6(Иез. 38:18-23).

18… когда Гог[антихрист] придет на землю Израилеву… в тот день произойдет великое потрясение… Я пролью на него… всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу (Иез. 38:18-22).

F. В одно мгновение: Ассирийская армия, осадившая Иерусалим, была сверхъестественно поражена, когда Ангел Господень убил 185 тысяч ассирийских солдат (Ис. 37:36). Иисус легко и быстро убьет антихриста и его армии, которые соберутся вокруг Иерусалима (2 Фес. 2:8; Откр. 19:19-21).

36И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые(Ис. 37:36)

IX. Духовная слепота лидеров Иерусалима (29:9-14)

A. Лидеры Иерусалима были духовно слепы (29:9-14) по причине того, что они отказались принять Божьи обещания и довериться Ему в трудное время, Бог поразил их сердца духовной слепотой.

9они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина… ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана»… И сказал Господь: так как этот народ … языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; … Я еще необычайно поступлю с этим народом… так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет (Ис. 29:9-14).

B. Сами ослепли: Исаия саркастично говорил о том, что они сами ослепили себя (28:9). Их неверные решения привели к потере духовного видения. Они видели искаженную реальность, которая препятствовала их духовному пониманию. Бог ожесточил их сердца, излив на них «глубокий сон» духовной слепоты (6:9-10). Он «запечатал» от них Свою истину, ослепив их глаза. Бог дает каждому человеку свободную волю; они сделали выбор и отвергли Его лидерство, что привело к духовной слепоте.

C. Сомкнул ваши глаза: У их «профессиональных пророков» не было ни малейшего представления о том, что происходило.

D. Запечатана:Бог сокрыл Свои планы от тех, кто отказался Его чтить. Господь ослепил пророков, сделав пророческое откровение подобно запечатанной или закрытой книге (29:9). Они были абсолютно неспособны понять важные аспекты пророчеств Исаии и увидеть то, к чему приведут их планы.

E. Сердце его далеко отстоит от Меня: Они прилежно исполняли религиозные обряды, но их сердца были далеки от реальных взаимоотношений с Богом (Мф. 15:9). Они были настолько сосредоточены на исполнении заповедей (религиозных обрядов), что стали добавлять от себя к тем настоящим важным заповедям, которые были даны им Богом.

F. Необычайно: Бог осудил их и наказал духовной слепотой. Вот почему это выглядело столь«необычайно»: люди, которых все считали мудрыми, были неспособны понять Божьи намерения в Его слове или в пророческом откровении. Например, советники царя вступали в неверные политические союзы, чтобы спастись от Ассирии.

X. БедствиЕ #3— Плач Исаии о том, что Иерусалим отказался от Бога (29:15-16)

A.Исаия плакал о том, что лидеры Иерусалима строили планы, не советуясь с Богом (29:15-16). Он имел ввиду их стремление строить политические планы тайно, в надежде «скрыть» их от Бога.

15Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет "? (Ис. 29:15-16)

B. Какое безрассудство: В результате этого их мышление стало сильно искаженным.

C. Горшечник: Царские советники были глиной и, все же, стояли на своем, задавая вопросы суверенному Богу: «Кто горшечник?». Бог уже открывал им то, что собирается поразить ассирийские армии (29:5-6). Тем не менее они отказались от Божьей суверенной силы и плана. Они были сильными и мудрыми в собственных глазах, считая, что своими политическими маневрами они смогут избежать бедствий, которые может принести им Ассирия. Бог создал человека их глины (Быт. 2:7), чтобы глиняные люди не бросали вызов суверенным Божьим планам, которые всегда могущественны и мудры.

XI. Восстановление и спасения Израиля (Ис. 29:17-24)

A. Иаков (т.е. весь Израиль) будет доверять, любить и бояться Господа после возвращения Иисуса (29:17-24). Господь открыто проявит Свою суверенность Горшечника (29:16), когда восстановит духовную, физическую и общественную сферы в Израиле и во всех народах. Это обещание исполнится в полноте во время Тысячелетнего Правления.

B. Господь исцелит землю и израильский народ (29:17-19).

17Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля (Ис. 29:17-19).

1. Очень немного: Эта фраза в 28:17 и фраза «в тот день» в 28:18 обычно использовались в отношении последнего времени и Тысячелетнего Царства.

2. Ливан:Господь изменит и преобразует природу так, что Ливан станет плодоносным полем (32:15). Плодоносная израильская земля — это важный аспект пророческих посланий в Писании (Ис. 30:23; 35:1-2, 6-7; Иез. 34:26-29; 47:6-12; Ос. 2:21-22; Иоиль 2:21-26; 3:18; Амос 9:13). После возвращения Иисуса в Иерусалим, израильская земля будет подобна Эдемскому Саду (Ис. 51:3; Иез. 34:29; 36:35).

3. Глухие услышат: Глухие услышат и слепые увидят (29:18). Это говорит как о физическом, так и о духовном исцелении глухих и слепых, об отмене духовной слепоты, описанной в 29:9-12. Духовно слепой израильский народ будет любить Иисуса и жить в послушании Ему.

4. Радость: Лидерство Иисуса приведет некогда угнетенный еврейский народ к жизни в радости (29:19).

C. Обидчик (антихрист) будет побежден и нечестивые лидеры устранены (Ис. 29:20-21).

20потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,которые запутывают человека в словах(Ис. 29:20-21).

1. Обидчик: Спасение Израиля произойдет в тот момент, когда Иисус поразит антихриста.

2. Все поборники неправды: Те, которые стремятся жить греховными путями, будут истреблены (29:20). Исаия описывал лжесвидетелей, которые обвиняли невинных людей в судебных спорах, а также коррумпированных адвокатов, судей и всю юридическую систему, находящуюся под их контролем (29:21).

D. Израиль будет пре

25

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7