Сессия 7

Послание Предшественника в Исаии 24-25

I. Обзор: контекст Исаии 24-25

A. Главы Исаии 24-27 интересно рассматривать в контексте двух важных частей и тем:

1. Ис. 1-12 – Божье восстановление для Израиля

2. Ис. 13-35 – Бог освобождает Израиль и приводит народы в Свою славу

B. Ис. 1-12 главным образом указывают на Божью работу с Израилем и на Его обещание привести их в их обещанную судьбу — Быт. 12:2. В свою очередь, Ис. 13-35 открывает нам Божье обещание благословить все народы и привести их в Божью славу — Быт. 12:3

2Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12:1-3).

C. В Исаии 1-12 народ Иудеи находится в кризисе, люди отказываются возлагать свою надежду на Господа. Тем не менее Господь обещает привести Израиль в его судьбу, как это видно в Ис. 2:1-5 и в Ис.8-12. Тем самым он заверяет Израиль в том, что Он с ними и по-прежнему верен Своему завету, как это видно:

1. В Его открыто проявленной дисциплине, согласно завету (Втор. 28:15-68)

2. В том, что Он дает Сына — Мессию (Ис. 7:14; 9:6; 11:1-3)

3. В Его обещании о будущем освобождении Израиля (Ис. 10:25-27)

4. В том, что Он обещает исполнить Быт. 12:1-3 в грядущем веке (Ис. 11-12)

D. Божьи суды задуманы Богом с целью создать атмосферу веры для получения оправдания. Бог сражается с главной проблемой Израиля и всех народов: с самоуверенностью и плотью (Ис. 2:10-12, 17). Божьи суды дают надежду на возвращение народов к спасительному познанию Христа через крест (Ис. 26:9; Мф. 16:24; Деян. 17:26-27; Откр. 9:21, 16:11).

E. Исаия 13-35 пророчествует о том, как без лишний усилий Бог может противостать неуместному доверию Израиля другим народам и их самоуверенности. Так же легко Бог освободит и утвердит Израиль, а затем приведет все народы на гору Господню, согласно Своему обещанию Аврааму.

1. Бремя против народов – Его планы не могут не исполниться, 13-23

2. Божий триумф, 24-27

A. Исаия 24-25: Божий триумф, ч. 1

1. 24:1-23: День Господень

2. 25:1-12: Тысячелетнее Правление и Божьи Праздники (Откр. 19-20)

II. Исаия 24-27: маленький апокалипсис Исаии

A. Ис. 24-27 также называют “маленьким апокалипсисом” Исаии. Его можно сравнить с сокращенной версией книги Откровение.

B. Пророческие и апокалипсические тексты имеют как сходства, так и различия. Слово апокалипсис означает раскрытие и обычно используется в отношении раскрытия того, что раньше было в секрете. Пророк Даниил дает упоминание о «секрете» (Дан. 2), которое помогает нам увидеть Божье лидерство в конце нынешнего века.Оно открывает нам тайную стратегию Бога привести к завершению Свои обещания Израилю и всем народам.

C. Пророческие и апокалипсические тексты открывают нам сверхъестественную деятельность Бога и Его взаимодействие с людьми. Тем не менее, апокалипсические отрывки рассказывают о том, как Бог торжествует над злом и исполняет Свои вечные намерения, даже когда кажется, что зло побеждает, и все выглядит плохо. Писания о последних временах открывают нам тайную Божью стратегию, предназначенную принести людям надежду в темные времена.

D. Павел говорил об этом секрете, как о тайне (Рим. 16:24-27) или скрытой мудрости (1 Кор. 2:6). Это божественная стратегия (Рим. 12:2) свидетельствует о том, что никакое зло не сможет помешать Богу привести Израиль и все народы в их обещанные благословения.

E. Во время апокалипсиса Бог провозглашает, что Он собирается противостать злу и восторжествовать над ним. Эта реальность приводила пророков в недоумение (1 Пет. 1:10-12). Новый Завет открывает нам эту победу в том, когда Яхве:

1. Становится человеком (Иоан. 1:14)

2. Противостоит проблеме человечества (Ис. 53:4-5)

3. Берет на себя наше осуждение (Рим. 3:25)

4. Побеждает грех и тьму (Кол. 2:14-15)

5. Эсхатологически противостоит злу через распятого Человека (Откр. 5:4-7)

29Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира(Иоан. 1:29)
14истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14-15)
4И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, Лев от колена Иудина, Корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее(Откр. 5:4-5).

F. Иисус победит непреодолимое зло. Он дает нам уверенность в том, что Израиль и все народы будут освобождены, что повлечет за собой духовные, политические, социальные, экономические, глобальные и даже космические последствия (Ис. 60-66).

III. Исаия 24: День Господень

A. Исаия 24 — один из самых ясных отрывков, которые описывают глобальную картину последних времен. Пророк описывает жестокий мир, которым правит тьма, оказывая влияние на общество, природу и мораль.

B. Иисус и пророки описывали Великую Скорбь как самое опасное время в истории человечества. Грех, его последствия и суды будут становиться все более суровыми по своей интенсивности и все более обширными по масштабам.

35 Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лук. 21:35)
6За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей[Ис. 13:12]. (Ис. 24:6)
15И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей (Откр. 9:15)

C. Ис. 24:1-3: Пророк обращает наше внимание наотрывок в Быт. 1-12:3, который открывает нам схему, по которой Бог работает с Израилем и всеми народами. Бытие 1-12:3 демонстрирует нам, как, используя милость и суды, Он стремится вернуть народы к Себе.

1Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною[Быт. 1:2]; изменяет вид ее [Быт. 7:17-14]и рассевает живущих на ней[Быт. 11].(Ис. 24:1)

D. Пророческая ссылка на историю из книги Бытие — это знамение надежды, напоминающее нам о том, как Божья милость и любовь пришли в жизнь Авраама, чтобы благословить его потомков, сделать их благословением и благословить все народы земли через них. Наш Бог и Создатель (Быт. 1; Откр. 4:1-10) всегда верен, и Он будет вечно хранить Свой завет (Быт. 12:1-3).

2И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост.Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие(Ис. 24:2-3)

E. Божий суд всеобъемлющ, никто не сможет его избежать. Он повлияет на каждого человека из всех слоев общества: мирян, священников, работодателей, работников, богатых, бедных. Он коснется каждого, включая самих посланников, которые видят и провозглашают эти суды (Ис. 6:5; 24:16).

F. Божьи суды повлияют не только на социальную сферу общества: из-за греховности Израиля и народов, творение тоже станет объектом потрясений. Вот несколько отрывков, которые показывают нам взаимосвязь между состоянием человечества и ответной реакцией окружающей среды (Быт. 3:17-18; 7:7-17; Лев. 26:3, 6, 20; Втор. 28:12, 18, 24; 2 Пар. 7:13-14; Рим. 8:19-22; Откр. 11:15).

Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли(Ис. 24:4)

1. Сетует, уныла земля: растительность истощится от засухи.

2. Поникла, уныла вселенная: мир и все его системы.

3. Поникли возвышавшиеся люди (2:9, 11-12, 16): суд создает возможность для спасения смиренных.

IV. Причина Его судов

5И земля осквернена под живущими на ней,ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет.За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей(Ис. 24:5-6)

A. Ис. 24:4-13 дает нам описание Божьих судов в мире, а так же показывает их масштабы. Потрясения будут настолько тяжелыми, что повлияют на обычные ритмы бытовой и социальной жизни (24:7-13), на состояние окружающей среды, которая будет сильно затронута (24:4, 18-20) засухой, аномальными явлениями в растительном миреи жестокими землетрясениями — все это произойдет по причине греховности человечества (24:5-6).

B. Экологические потрясения происходят как в результате греха и непослушания людей, так и вследствие злоупотребления природными ресурсами. Из-за отсутствия ясности в еврейском языке, возникает вопрос, говоря о погоде на земле в этом отрывке, говорится об израильской земле или же о всей планете. Но, в любом случае, мы можем сделать выводы, основываясь на общем послании: греховность человечества повлечет за собой беспрецедентные сдвиги в окружающей среде.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне(Рим. 8:19-22)
33а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней (Лев. 26:33-35)

C. Земля (окружающая среда) находится под Божьим проклятием. Из-за греха человечества количество жертв в следствие природных катаклизмов достигнет беспрецедентных масштабов (останутся в живых лишь немногие).

1. Преступили законы: люди отказались от Божьего учения и Его наставлений.

2. Изменили устав: люди отвергли Божьи требования, чтобы жить по своему собственному искаженному моральному компасу.

3. Нарушили вечный завет: неверность и отказ от завета

D. Сама идея вечного завета возвращает нас во дни Ноя, когда Бог заключил вечный завет с людьми в отношении окружающей среды и Своего метода уничтожения водой. Иисус сравнивал день Господень с днями Ноя — это говорит нам о беспрецедентной природе Божьих судов в последние времена.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо[беспрецедентно]…(Евр. 11:7)
26И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого(Лук. 17:26)

V. Нарушение вечного завета

14И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец(Мф. 24:14)

A. Следует отметить заветную природу Божьих судов в последние времена, которым подвергнутся все народы. Посланники Ветхого и Нового Завета описывают всемирные суды так же, как они описаны в отрывках во Втор. 28 и Лев. 26. В конце нынешнего века все народы подвергнутся судам, о которых Бог говорил Израилю, вместе с самим Израилем.

B. Господь ясно говорит во Втор. 28 и Лев. 26, что главная причина суда — это отсутствие реакции на завет, который Он заключил с Израилем. Поэтому пророки приходили с суровым посланием, призывая людей к ответственности. Поразительно, что народы земли подвергнутся таким же судам в конце этого века.

C. Отрывок Матф. 24:14 полон надежды и благих новостей, несмотря на то, что это один из самых ужасающих текстов в Библии. Повсюду ярко воссияло свидетельство Евангелия и, вместе с тем, многие люди по всему миру от него отказались. Это сопротивление произвело похожие суды над всеми народами, так же, как и над евреями.

D. В послании к Римлянам, в 1-2 главах, Павел закладывает приоритетную теологию, указывая на приоритет Евангелия (Рим. 1:16) во-первых к Иудеям (потому что с них Бог все начал) и, во-вторых, к язычникам (которые увидят тот же самый свет). То же самое происходит и с приоритетом суда (Рим. 2:9) во-первых, к Иудеям (потому что им первым дано; Рим. 9:4-5) и, также, во-вторых, к язычникам (потому что им было дано полное свидетельство - Мф. 24:14).

8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина… (Рим. 2:9)

E. Суды, которые происходили во всей истории Библии, в том числе и над Вавилоном, были «репетиционными» судами — они представляют собой тени ветхого завета (Евр. 10:1). Отсутствие реакции на тень, о которой было сообщено через ангелов (Евр. 2:2), а также непослушание, привело народ к праведному воздаянию. Пренебрежение посланием Сына Божьего и светом откровения Иисуса предполагает намного более суровые меры (Евр. 2:3).

12Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него (Евр. 2:2-3)

F. Евангелие — это новое заветное свидетельство, возвещающее апокалиптический суд. Послание будет ясно высказано представленным свидетелем, и затем придет конец.

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа[Иисуса], подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых(Деян. 17:30-31)

VI. Жажда по Богу в ночи суда

9Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле… (Ис. 26:9)

A. Ис. 24:7-13: Пророк не только вновь провозглашает масштабы Божьих судов, но и подчеркивает эмоциональное влияние, которое они окажут на человечество. Радость полностью исчезнет, вместо нее в сердцах укоренится боль, обида и страх.

7Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем.Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. (Ис. 24:7-9)

B. Людей больше не будут радовать вечеринки и общественные мероприятия, алкогольные напитки перестанут приносить наслаждение.

10 Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли(Ис. 24:10-11)

C. Всюду будет царить колоссальная паника, разрушение будет таким, что никто не сможет войти в свой дом. Люди будут искать алкоголя, чтобы притупить свои муки и страдания, но это окажется бесполезным.

12В городе осталось запустение, и ворота развалились.А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка.(Ис. 24:12-13)

D. Эти жестокие потрясения можно сравнить с процессом потрясением оливкового дерева во время сбора плодов, но, вместе с тем, действия Бога будут напоминать и осторожный сбор виноградных гроздьев. Виноград, своим нежным процессом сбора урожая, может символизировать тех, кто отвечает на лидерство Господа.

14 Они[гроздья винограда] возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря.Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева.От края земли мы[виноград] слышим песнь: "Слава Праведному!" И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски(Ис. 24:14-16).

E. Во времена Великой Скорби Церковь будет представлять собой свидетельство радости и поклонения, даже несмотря на то, что все вокруг будет потрясено. У верующих будет глубокая связь и согласие с Божьим сердцем и планами. В те времена, когда народы будут полны смущения, в церкви будет абсолютная ясность в отношении Божьего характера, силы и планов.

20 Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это(Иер. 23:20)
6И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу… (Откр. 19:6-7)

F. Божьи суды приведут к тому, что Бог будет превознесен и прославлен. Послание о Его суде— это часть Его послания надежды и утешения для Церкви. В Откр. 5:4-6 суд утешает Иоанна.

VII. Божий Триумф над непобедимым злом

A. Апокалипсис раскрывает перед нами тайную Божью стратегию, предназначенную принести надежду в темные времена. Исаия 24-27 открывает окончательный Божий триумф над тьмой. Крест — это окончательное и самое великое апокалипсическое оружие Бога. Человек Иисус, Яхве во плоти, победил.

B. Исаия пророчествовал о том, что демоны и нечестивые цари вместе с сатаной окажутся в тюрьме.

21И будет в тот день: накажет Господь воинство выспреннее на высоте[демонические начальства] и царей земных на земле.И будут собраны вместе[демоны и правители земли], как узники, в ров[бездонную пропасть], и будут заключены в темницу[Откр. 20:1-3], и после многих дней [1000 лет]будут наказаны[в озере огненном].И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава(Ис. 24:21-23).

B. Сатана будет брошен в тюрьму на 1000 лет (Откр. 20:1-3). Окончательный суд над сатаной и его ангелами — это огненное озеро, а не бездна (которую некоторые называют преисподней).

1И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.Он взял… сатану, и сковал его на тысячу лет,и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать… (Откр. 20:1-3)

C. В Исаии 27:1 и в Исаии 24:18-21 мы видим картину того, как будут наказаны сатана и его демоны.

D. Бездна (преисподняя) — это временная тюрьма для падших ангелов. Есть огромные расстояния от поверхности земли до ее глубин, которые в настоящее время запечатаны, и нужен ангел с ключами, чтобы открыть их. В этих глубинах находится зверь/антихрист (Откр. 11:7; 17:8) вместо с демоническим царем Аваддоном (Откр. 9:11).

4Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2 Пет. 2:4).
6и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня(Иуда 6).

E. Множество демонической саранчи: в Откр. 9:1-4 демоническая саранча выходит из этой распечатанной пропасти или бездны (Откр. 9:3).

Он отворил кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи…(Откр. 9:2)

F. В 12-й главе Откровения будет война между сатаной и архангелом Михаилом. В результате чего сатана будет сброшен на землю. Это произойдет в начале Великой Скорби.

7И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона[сатаны], и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе… дракон… называемый диаволом … низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним… (Откр. 12:7-17)

VIII. Исаия 25 - празднование божьего триумфа

A. Когда происходят трагические события и наступает кризис, люди обычно задают вопросы: «Где Бог, и почему Он допускает это? Богу все равно?».

27Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? (Ис. 40:27-28)

B. В 25-й главе Исаии поклонение основано на понимании красоты окончательной Божьей победы над злом. Изучение и размышление над Ис. 24 должно произвести поклонение. Получение пророческого откровения о драме последних времен производит в нас желание, трепет и поклонение.

1 Господи! Ты Бог мой; я [пророк] превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; Твои древние предопределения верны и истинны(Ис. 25:1).

C. Церковь последнего времени будет понимать Божьи суды. Это откровение будет вдохновлять пение, наполняя его страстью. Песни часто будут вдохновлены страстью, воспоминаниями, сюжетной историей или отражением скрытых чувств. Огромную роль в этом сыграет то, что певцы посвятят себя Богу в месте созерцания, чтобы их сердца соединились с Божьим планом.

10Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли… (Ис. 42:10)

D. Новая песня в контексте Божьих судов (Пс. 32:3; 39:3; 95:1; 97:1; 143:9; 148:1; Ис. 42:10; Откр. 5:9; 14:3) зачастую относится ко всему, что было совершено в Новом Завете. Для большинства из нас Новый Завет представляет собой весьма ограниченную идею того, что через Кровь Христа мы имеем доступ к Богу. Да, это единственное славное основание Нового Завета. Тем не менее полное выражение Нового Завета произойдет в контексте событий последних времен: когда откроется полнота славы Иисуса, и на всей земле утвердится праведность. Пророческим певцам жизненно необходимо вникать в это и понимать картину последних времен.

10К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу… (1 Пет. 1:10-11)

E. Господь поднимает поющих теологов, которые познают глубины Божьего Слова, которые радуются и трепещут перед величием Иисуса как Жениха, Царя и Судьи. Эти певцы поведут церковь последнего времени в пении новой песни, которая приведет в трепет все народы.

F. Майк Бикл пишет в своей работе «Изучении книги Иоиля»Память об этих событиях повлияет на все социальные, эмоциональные, юридические и экономические решения, которые будут приниматься на землев течение следующей тысячи лет (Откр. 20). Память будет жить, и сила этих событий будет влиять на последующие поколения [1].

G. Исаия 25:6-8 описывал то, что видел Иоанн в Откровении 20-21

6И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь(Ис. 25:6-8).

1. Брачный пир Агнца (Откр. 19).

2. С земли снято покрывало тьмы.

3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого(2 Кор. 4:3-4).

3. Последний враг, смерть, побежден.

25Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои(1 Кор. 15:25)

4. Бог утрет каждую слезу, навсегда убрав осуждение и стыд из жизни искупленных.

G. Исаия 25:9-12: Израиль оправдан, Моав наказан.

H. Моав противостоял Израилю в разные периоды жизни и, особенно, в часы его величайшей нужды (Числ. 21-25). Вполне возможно, что некоторые из самых суровых судов против языческих народов будут направлены на моавитские регионы (Ис. 16, 34, 63; Иез. 25; Мал. 1:1-15); мы также видим особенное упоминание о них в книге Амоса 9:11.

9И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его.И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах(Ис. 25:9-12).
11В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое… (Амос 9:11-12).

H. Главное послание к Израилю в дни Исаии состояло в том, чтобы они не полагались на помощь других народов; чтобы они ожидали Господа и ждали Его освобождения (Ис. 36). Бог защитит тех, кто возлагает свою надежду на Него. Глупо полагаться на другие народы (Ис. 30). Бог Израиля — Единственный, Кто способен спасти его. Он освободит тех, кто ожидает Его.

15Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: «оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15).


[1]Майк Бикл, Изучение книги Иоиля: Призыв к радикальному христианству в последние времена (Kansas City: Forerunner Publishing, 2004), p. 144.

48

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7