Сессия 5

Послание Предшественника в Исаии13-14

I. Вавилон: прообраз окончательных судов дня господня

A. Исаия пророчествовал об полном и окончательном поражении Вавилона и его царя (Ис. 13-14).

B. Прообраз судов дня Господня можно увидеть в истории Божьих судов над Вавилоном, включая то время, когда ассирийский царь Сеннахирим разрушил Вавилон в 689 г. до н.э, и когда персидский царь Кир завоевал Вавилон в 539 г. до н.э. Важно отметить, что полного и окончательного разрушения земли (13:1-16) и ее народа (13:19-20) не происходило во времена правления Сеннахирима или Кира.

C. Исторический обзор: Вавилон стал могущественной империей на Ближнем Востоке (626-539 до н.э) век спустя после служения Исаии (примерно в 740-700 до н.э). Сразу же после смерти последнего сильного ассирийского царя Ашшурбанапала (627 до н.э), череда гражданских войн серьезно ослабила Ассирию. В 615 до н.э, Вавилон восстал против Ассирии под руководством Набопаласарома, в союзе с Мидией и Персией. В 612 до н.э они разграбили Ниневию, столицу Ассирии. После этого центром империи стал Вавилон. В 626 до н.э возникла новая династия под предводительством Набопаласарома, он правил Вавилоном 20 лет (626-605 до н.э).

D. Краткий обзор Исаии 13-14

13:1-16 Суды дня Господня13:17-22 Полное и окончательное поражение Вавилона14:1-2 Восстановление Израиля в последние времена14:3-23 Победная песня против вавилонского царя14:24-27 Божий суд над Ассирией14:28-32 Божий суд над Палестиной

E. Существуют различные взгляды комментаторов на контекст Божьих судов над Вавилоном, которые описаны в Исаии 13.

1. Когда ассирийский царь Тиглатпаласар III разрушилВавилонв 729 до н. э

2. Когда Мардук-апла-иддин II захватил престол в Вавилоне в 721 до н.эи правил как царь Вавилона в 721-710 до н.э. и в течение года в 703 до н.э.

3. Когда ассирийский царь Саргон II захватил контроль над Вавилоном в 710 до н.э. Саргон выступил против Вавилона в 710 до н.э. Мардук-апла-иддин бежал, и Вавилон перешел в руки Саргона.После смерти Саргона в 705 до н.э, Мардук-апла-иддин отправил послов к Езекии в стремлении убедить его присоединиться к союзу против нового ассирийского царя Сеннахирима.

4. Когда Сеннахирим разрушил Вавилон в 689 до н.э.

5. Когда персидский царь Кирзавоевал Вавилон в 539 до н.э.

II. Суды дня господня (Ис. 13:1-16)

A. Исаия пророчествовал об окончательных судах Дня Господня над Вавилономв 13:1-23. Есть и другие библейские отрывки о последних судах Дня Господня над Вавилоном (Иер. 50-51; Откр. 16-18). Иеремия пророчествовал спустя 100 лет после Исаии, а Иоанн — спустя 800 лет. Мы сможем увидеть более объемную картину суда над Вавилоном в последние времена, сравнивая три этих текста.

B. Последний День Господень повлияет на весь мир (13:11), что приведет к смерти множества людей (13:12; Откр. 6:8; 9:15) и будет включать в себя потрясение небес и земли (13:10, 13; 24:18; 34:4; Иез. 32:7; Иоиль 2:10, 30-31; 3:15-16; Зах. 14:6-7; Агг. 2:6-7, 21-22; Мф. 24:19; Откр. 6:12; 8:5, 12; 11:13, 19; 16:18).

6Рыдайте, ибо день Господа близок… Он истребить грешников… Звезды небесные… не дают от себя света; солнце меркнет… Я накажу мир за зло… сделаю то, что люди будут дороже чистого золота… Я потрясу небо, и земля сдвинется с места своего… (Ис. 13:6-13)

C. Апостол Иоанн соединил суд над Вавилоном, описанный здесь, с тем, что будет происходить во время Великой Скорби (Откр. 6-19).Вооруженные силы, которые будут участвовать в сражении, а также все пораженные народы не упоминаются вИсаии 13:1-16. Это пророчество исполнялось частично в разные моменты истории. Тем не менее в Исаии 13 ясно говорится о заключительном Дне Господнем, события которого будут происходить во время Великой Скорби.

D. Нам необходима помощь Духа, чтобы понимать и применять информацию о судах Дня Господня. Мы нуждаемся в чем-то большем, чем человеческая решимость и посвящение хранить эти истины в своем разуме и сердце (эмоциях). Дух будет учить церковь о «будущем» и охранять наш разум и сердце (эмоции).

7 … и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши… (Фил. 4:7)

E. Некоторые отрывки о дне Господнем говорят не только об историческом сокрушении народа в недалеком будущем (Израиля и Иуды), но и открывают нам картину отдаленного и последнего дня Господня (13:1-16; 24:1-23).

1. Амос 5:20-21 предсказывал суд дня Господня над Израилем — он исполнился, когда Ассирия захватила Северное Израильское Царство в 721 до н.э.

2. Софония 1:14-18 описал суд дня Господня над Иудой — все исполнилось, когда Вавилон разрушил Иерусалим в 586 до н.э.

3. Последний день Господень наступит в тот момент, когда Господь сокрушит всех Своих врагов и установит Свое славное Тысячелетнее Царство (Откр.19:11-20:6). Последний День Господень также является темой Исаии 24-27.

A. Господь собирается мобилизовать разные армии мира и сделать их инструментами Своего суда (13:2-3). Он описывает шум, который будет слышен от множества солдат, собранных врайоне боевых действий (13:4-5).

1Пророчество против Вавилона, которое изрек Исаия, сын Амосов.Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою… Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих… Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе! Господь Саваоф обозревает боевое войско.Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю(Ис. 13:1-5)

1. Знамя против Вавилона: Вавилон будет судим в контексте всемирных судов последнего времени.

2. Знамя: Поднятие флага на высокой горе говорит о возрастающем внимании, которое соберет на битву многих других.

3. Мои избранные: Это говорит не о характере солдат, а об их призвании быть инструментами суда в Божьих руках. Ассирийский царь был Божьим сосудом (Ис. 10:5). Многих обижает доктрина о том, что Бог выбирает нечестивые народы быть «Его инструментом» для наказания других нечестивых народов. Он использует их, словно марионеток, для достижения Своих целей.

5О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!(Ис. 10:5)

4. Царства и народы: Десять царей в союзе с антихристом разрушат Вавилон. Господь объединяет народы (13:4), чтобы их коллективными силами судить другие народы. Главное соединение нечестивых народов, как орудия в Божьих руках, можно увидеть в союзе десяти народов, которые будут служить антихристу (Откр. 17:16-17). Эти десять народов будут из Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки, а также из разных страны неподалеку от России. Они станут самым могущественным военным союзом в истории. Они возненавидят и сожгут великий город Вавилон.

16И десять рогов[царей], которые ты видел на звере[антихристе], сии возненавидят блудницу[Вавилон], и разорят ее… и сожгут ее в огне;потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его…отдать царство их зверю… Жена же[Вавилон]…есть великий город, царствующий над земными царями(Откр. 17:16-18).

G. Сердца людей будут истаевать от ужаса, страданий, боли, шока, оцепенения. Их руки опустятся, они будут чувствовать беспомощность и бессилие что-то сделать в ответ (13:6-8). Исаия описывает реакцию неверующих людей на Божьи суды в последние три с половиной года перед возвращением Иисуса. Иисус говорил о том, что в это время люди будут умирать от сердечных приступов и страха (Лук. 21:26). Иисус и Иеремия сравнивали реакцию людей на Божьи суды с родовыми муками (Иер. 30:6; Мф. 24:8).

6Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего… От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая… (Ис. 13:6-8)

1. Послание о всемирных Божьих судах последних времен в отрывке 13:1-16, снова и снова повторяется в пророках. Некоторые отрывки сложно понять; они кажутся нам нереальными и обременительными. Тело Христа должно стать более осведомленным о таких отрывках в Библии. Господь собирается открыто и всенародно противостать нечестию и угнетению. Мы должны понимать негативные элементы нашего будущего, не только позитивные.

2. Единственный способ верно интерпретировать эти отрывки — смотреть на события с точки зрения вечности, нам нужно бросить свой якорь в вечность. Размышление над этими отрывками подарит нам покой, если мы по-настоящему доверимся лидерству Иисуса. Но можем ли мы довериться Царю, который судит с такой ревностью? Верим ли мы, что Он делает это ради любви, и что все его суды не противоречат любви? Церковь должна пройти через сражение с этими вопросами. Во время молитвы над этими отрывками, мы сможем понемногу настраивать свое сердце в согласии с Его Словом, чтобы возрасти в глубоком доверии Его лидерству даже посреди жестоких судов.

3. Если верующие не представляют себе Иисуса, Который судит народы, они будут намного более уязвимы для страха и обиды на Него, когда суды начнут возрастать. Телу Христа необходимо столкнуться лицом к лицу с этими отрывками, вместо того, чтобы игнорировать их.

4. Господь будет судить народы за противостояние Его лидерству и Его Слову. Он больше не будет продолжать молчать и терпеливо сдерживать Свои суды против нечестия.

13Господь… как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду опустошать горы и холмы[высвобождать Мой суд]… (Ис. 42:13-15).

5. Люди, которые доверяют Божьему лидерству и Его обещаниям, которые жаждут видеть события с точки зрения вечности, будут очищены. Они научатся праведности и мудрости во времена преследования и суда (Ис. 26:8; Дан. 11:33-35; 12:10).

9 Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде(Ис. 26:9)
35Пострадают[умрут как мученики] некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока (Дан. 11:35)

6. Господь будет использовать наименее суровые меры чтобы достичь наибольшее количество людей на самом глубоком уровне любви. Лидерство Иисуса совершенно. Его суды не слишком суровы и не слишком снисходительны. Если бы они были не столь интенсивными, то не могли бы выполнить свою главную функцию — убрать с пути все, что мешает любви, а также пробудить народы к праведности и навсегда удалить зло с нашей планеты.

7. Писание часто описывает Божьи суды последнего времени, потому что Бог хочет, чтобы Его люди думали об этом. Это далеко не второстепенная тема. Если мы часто читаем эти отрывки, они вдохновляют нас стоять в единстве с Господом и Его ревностью в борьбе со злом нашей культуре.

H.Всемирный масштаб судов Дня Господня (13:9-13): Эти стихи открывают нам ужас войны, которая будет длиться последние три с половиной года нынешнего века перед возвращением Иисуса. Исаия описывал суд над несколькими миллиардами нечестивых людей, живущих в империи антихриста.

9Вот, приходит день Господа с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.Звезды небесныене дают от себя света; солнце меркнетЯ накажу мир за зло положу конец высокоумию гордыхсделаю то, что люди будут дороже чистого золотаПотрясу небо, и земля сдвинется с места своего в день пылающего гнева Его(Ис. 13:9-13).

1. Живых людей останется мало:Возможно сотни миллионов останутся в живых после Великой Скорби, но по сравнению с семью миллиардами — это весьма небольшой процент, останутся в живых лишь немногие (Ис. 24:6). Исаия также описал суды Дня Господня против империи антихриста (24:1-6).

Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней… Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы… За то проклятие поедает землю… за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей(Ис. 24:1-6)

4…И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… и вот, конь бледный, и на нем всадник, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом… (Откр. 6:4-8).
15И освобождены были четыре Ангела, приготовленные для того, чтобы умертвить третью часть людей. (Откр. 9:15)
21… тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне… И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть… (Mф. 24:21-22)

2. Я накажу мир за зло и положу конец высокоумию гордых: Люди, живущие в империи антихриста, будут глубоко посвящены тому, чтобы делать зло. В корне этого будет лежать гордость и мысли о том, что авторитет Бога не имеет никакого значения. Миллиарды людей нарушат Божьи законы и восстанут против Его Слова (Ис. 24:5).

3. Я потрясу небо: Господь потрясет небеса, включая погодные условия, и Он потрясет землюземлетрясениями, ураганами и природными катастрофами.

I. Исаия применял принципы Дня Господня к суду над Вавилоном в древние времена и в конце нынешнего века (13:17-22). Мидия объединилась с Персией, чтобы захватить Вавилон (539 до н.э). Исаия описал суд над городом Вавилоном, в результате которого он «не заселится никогда»(13:20).

17Вот, Я подниму против них[Вавилона]Мидян… И Вавилон, краса царств… будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем… (Ис. 13:17-20).

J. Исаия и Иеремия пророчествовали о том, что город Вавилон будет полностью и навсегда опустошен, а также оставлен без жителей (Ис. 13:19-20; Иер. 50:3-4, 13, 23-24, 45-46; 51:29, 37, 41, 49, 64). У этого пророчества еще не было завершенного исполнения в истории, это произойдет в том поколении, при котором вернется Господь.

3…который сделает землю его[Вавилон]пустынею, и никто не будет жить там… В те дни… сыновья Израилевы… будут ходить и плакать, и взыщут Господа Бога своего(Иер. 50:3-4).
37И Вавилон будет грудою развалин…без жителей.Как сделался Вавилон ужасом между народами! Города его сделались пустыми… в Вавилоне будут повержены пораженные всей земли(Иер. 51:37-49).

K. Когда персы захватили город Вавилон в 539 до н.э., они не разрушили его до основания, какоб этом пророчествовали Иеремия и Исаия. Отсутствие этой завершенности побуждало критиков заявлять, что библейские пророчества не точны. На протяжении веков город Вавилон становился все слабее и слабее. Спустя 200 лет после захвата Вавилона, Александр Македонский сделал его своей столицей. Есть серьезные исторические доказательства людей, которые жили в Вавилоне даже спустя 1000 лет после прихода Христа. Древний город Вавилон существует и по сей день. Там и сегодня живут люди — в городе Хилла, численностью 5 тысяч человек.

L. Иоанн описывал город Вавилон в последние времена (Откр. 17-18). Вавилон будет отстроен заново, так же, как и Иерусалим. 5-я глава Захарии дает нам важные пророчества о том, что Вавилон будет отстроен вновь в последние времена.

III. восстановление Израиля в последние времена (Ис. 14:1-2)

A. Исаия описывал спасение Израиля в последние времена, наряду с их ревностью по завоеванию язычников, которые будут чтить и служить Богу Израиля (14:1-3). Это говорит о восстановлении Израиля в последние времена — нечто намного более славное, чем возвращение евреев из вавилонского плена под руководством Зоровавеля в 536 до н.э. (как это описано в книгах пророка Аггея, Захарии, Ездры и Неемии).

1Помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы[язычники] и прилепятся к дому Иакова… И дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями… (Ис. 14:1-2)

1. Милость: Божьи суды (13:1-22) не уменьшают Божьих обещаний (14:1-2).

2. Выбор: В это время Господь изберет Израиль или вновь подтвердит Свой суверенный выбор Израиля.

3. Присоединение: Многие язычники будут любить Иисуса во время Тысячелетнего Правления. Некоторые из них примут евреев и присоединятся к ним, желая жить в Израиле.

B. Слуги и рабы: Израильтяне больше не будет мстительны или жестоки по отношению к язычникам. Иисус будет править в Иерусалиме, и город будет наполнен Божьей славой, а также зрелой любовью.

C. Благодарность: Некоторые язычники, которые захотят присоединиться к Израилю, смогут получить приглашение переехать в Израиль (при условии, что они будут содействовать Божьим намерениям для Израиля). Благодаря установленному единству, в стране будут работать иностранцы, благодарные за разрешение переехать туда. Возможно, что служение Израилю будет «лакмусовой бумажкой» для тех, кто отчаянно хочет переехать туда жить. Ради этого они с радостью возьмутся даже за черную работу.

IV. Победная песнь против вавилонского царя (Ис. 14:3-23)

A. Исаия описал суд над вавилонским царем (14:4-23). Это произошло частично в древней истории, но окончательное исполнение этого произойдет в конце нынешнего века, когда погибнет антихрист.

3И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!(Ис. 14:3-4)
18Жена же[вавилонская блудница]… есть великий город, царствующий над земными царями(Откр. 17:18).

B. После того, как Израиль будет восстановлен Господом и успокоится на своей земле, он произнесет «победную песнь на царя Вавилонского» (14:3-4). Это издевательская насмешка над вавилонским царем. Царь Вавилона погибнет, угнетателя больше не будет и золотой город в Откр. 17-18 прекратит свое существование.

C. Эта песня дает нам точное описание царя в древнем Вавилоне, или в будущем Вавилоне, или в обоих. Ни один из вавилонских или ассирийских царей в дни Исаии не подходит под это описание. Комментаторы не могут прийти к согласию ни об одной фигуре в истории, на которой бы в деталях исполнился этот отрывок. Каждая фраза включает в себя слова, которые люди будут говорить об этом царе (14:8б, 10-11, 13-14, 16, 22-23).

D. Смерть царя, который угнетал Израиль и народы (14:4-8): Кто этот угнетатель, от которого в последние времена будет спасен Израиль, и успокоится вся земля? Одна из задач антихриста — быть царем Вавилона. Он тот нечестивый (14:5), который поражал Израиль и народы неотвратимыми ударами (14:6), он в гневе господствовал над народами, и от его поражения поет вся земля (14:7) золотой город Вавилон также прекратил свое существование(14:4; Откр. 17-18).

… скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!Сокрушил Господь жезл нечестивыхпоражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами… Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости(Ис. 14:4-7).

V. Исаия пророчествует о судьбе антихриста (Ис. 14:9-20)

A. Вавилонский царь (Ис. 14:9-20) — это прообраз антихриста и сатаны. Пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез. 28) связано с тем, что написано в Исаии 14:9-20. То, что в небольшой мере исполнилось в жизни этих древних царей, на самом деле — история сатаны и антихриста.

B. В аду будет изумление, когда антихрист будет сброшен туда Божьим судом (14:9-11). Цель этого пророчества состояла в том, чтобы показать израильтянам всю глупость доверия царю, которому уготованы сокрушение и суд.

9Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли… Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! … В преисподнюю низвержена гордыня твоя… под тобою подстилается червь, и черви - покров твой(Ис. 14:9-11).

1. Встретить тебя: Души прежних правителей земли и все главные вожди земли выразят свой восторг от встречи с антихристом в аду, после того как он попадет туда вследствие суда Иисуса.

2. Сделался бессильным как мы: Могущественная репутация антихриста была основана на силе сатаны, пребывающей на нем, но в аду он будет выглядеть слабым и ничтожным, как и другие цари, которые погибли, потеряв былую силу и престиж.

3. Твоя гордыня низвержена: Антихрист одержит огромные военные победы, превосходя всех других военных лидеров истории. Тем не менее Тело Христа не должно оказаться захваченным или запуганным временной силой антихриста и его кажущейся непобедимостью (Откр. 13:4). 4. Главная мысль, которую хотел донести Исаия, состоит в том, что не стоит чтить человека, обладающего силой только на три с половиной года.

C. Падший царь назван Люцифером. Это двойное указание на падение сатаны, отраженное в падении антихриста. В латинской Вульгате используется слово Люцифер, для перевода фразы «утренняя звезда» или «утренний свет». Люцифер стал сатаной, Иисус также описал его как «спадшего с неба подобно молнии» (Лук. 10:18; Откр. 12:8-9).

12Как упал ты с неба, Люцифер, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме… взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-14)

1.Утренняя звезда — это титул Иисуса, Он — светлая и утренняя звезда (Откр. 22:16).

16 Я, Иисус… Корень и Потомок Давида, звезда светлая и утренняя(Откр. 22:16).

2. Павел ссылался на отрывок в Исаии 14:12-14, описывая то, что антихрист будет «превозносить себя выше всего, что имеет отношение к Богу, он будет «сидеть, как Бог» и «выдавать себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4)

3…откроется человек греха… противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом… так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:3-4).

D. Унижение антихриста включает в себя и то, что он не получит никакой чести после своей смерти (14:15-21). Сюжет этой победной песни открывает нам картину земли, на которой лежит непогребенный труб царя в его бесчестии.

15Но ты низвержен в ад… Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землювселенную сделал пустынею и разрушал города ее…?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь… ты, как попираемый труп,не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой(Ис. 14:15-20).

1. Захоронение: На протяжении всей истории у царей, которые одерживали огромные победы в военных сражениях, были сложные захоронения — в знак почтения и памяти их многих побед для своего народа. У антихриста не будет такого памятника.

2. Разорил свою землю: История будет смотреть на него и упрекать точно так же, как сейчас Германия относится к Гитлеру.

3. Иезекииль пророчествовал о царе Тира. Этот отрывок имеет значительное сходство с отрывком в Исаии 14:9-20.

2сын человеческий! скажи начальствующему в Тире… за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием… будучи человеком… ты печать совершенства… Ты находился в Едеме, в саду Божием…все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней(Иез. 28:2-14).
15Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя… с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твое… за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор… Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки(Иез. 28:15-19).

E. Божий суд над злыми лидерами, которые служили этому деспотичному царю (14:20-23). Это частично исполнилось в древней истории и окончательно сбудется в судьбе антихриста.

20 …ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь… и вымету его метлою истребительною… (Ис. 14:20-23)
19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне… И схвачен был зверь и с ним лжепророк… оба живые брошены в озеро огненное… а прочие убиты мечом Сидящего на коне… (Откр. 19:19-21)

VI. БОЖИЙ СУД НАД АССИРИЕЙ (14:24-27)

A. Господь поклялся сокрушить могущественную Ассирийскую империю в израильской земле (14:24-25). Иудея в то время находилась в военном союзе с Вавилоном против Ассирии (Ис. 39:1-8).

24С клятвою говорит Господь Саваоф… как Я определил, так и состоится,чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы(Ис. 14:24-26).

A. Я сокрушу Ассура: Этот суд над ассирийцами частично исполнился в 701 г. н.э, когда Ангел Господень поразил армию Сеннахирима, убив 185,000 воинов (Ис. 37:36). Падение ассирийской империи произошло спустя почти сто лет, во время правления Иосии в 612 г. до н.э. Окончательное исполнение пророчества произойдет, когда Иисус поразит «Ассура последнего времени» — антихриста.

1. В этом пророчестве (14:25) есть ссылки на более ранние пророчества Исаии о поражении ассирийцев в 14:24, 27.

2. Исаия хотел сказать о том, что Иуду спасет Господь, а не военный союз с Вавилоном.

3. Исаия высвободил пророчества в 13:1-14:27 прежде чем Сеннахирим напал на Иерусалим в 701 г. до н.э, информацию о суде над Вавилоном (13:17-22), о спасении Израиля (14:1-2) и о судах против Ассирии (14:24-27) это убедило лидеров в Иерусалиме отказаться искать защиты у Вавилона(39:1-8), а искать ее у Господа.

B. В Моей земле: Антихрист установит свою штаб-квартиру возле Иерусалима (Дан. 11:45). «Гора преславного святилища» говорит о храмовых строениях в Иерусалиме. Моря, омывающие берега Иерусалима — это Средиземное море (на востоке) и Мертвое море (на западе). Антихрист придет к своему концу, будет побежден (Дан. 11:45). Иисус сокрушит его (2 Фес. 2:8; Откр. 16:16; 19:20).

45 И раскинет он[антихрист] царские шатры свои между морями [Средиземным и Мертвым морем] и горою преславного святилища[храмовые строения в Иерусалиме]; но придет к своему концу, и никто не поможет ему(Дан. 11:45).

1. Армии антихриста будут побеждены на горах Израиля (Иез. 39:4, 17).

4Падешь ты[антихрист]на горах Израилевых, ты и все полки твои… И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля… и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле(Иез. 39:4-7).

2. Иисус сокрушит армии антихриста, окружившие Иерусалим (Зах. 14:1-5).

1Вот наступает день Господень…Я соберу все народы на войну против Иерусалима… Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая раздвоится… И вы побежите в долину гор Моих… и придет Господь Бог мой и все святые с Ним(Зах. 14:1-5)

C. Вся земля: Суд над ассирийской армией представляет собой то, что Господь будет делать по всей земле во время судов дня Господня (14:26; 13:1-16).

VII. Божий суд над палестиной (14:28-32)

A. Цель Исаии состояла в том, чтобы убедить нового царя Езекию не присоединяться к филистимлянам в борьбе против Ассирии, но вместо этого доверить Господу защитить их. Это пророческое слово пришло к Исаии в год смерти царя Ахаза — в 715 до н.э. (14:28). На трон воцарился его сын Езекия. Вполне возможно, что Исаия говорил это слово в царском дворце Езекии, пока несколько филистимских послов находились там, чтобы представить свое предложение вступить с ними в союз против Ассирии — «земля филистимская» (14:31) и «вестники» (14:32).

28В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом… (Ис. 14:28-30)

A. Не радуйся: Филистимляне радовались, потому что «жезл, который поражал их», сокрушен. Ранее, Исаия называл ассирийского царя и его армию «жезлом Господа» (10:9). «Жезл» ассоциировался с ассирийским царем, который умер примерно в то же время, что и царь Ахаз. Лучше всего «поражавший жезл» виден в смерти царя Салманасара V в 722 году, которая произошла в результате нескольких лет междоусобиц и внутренних сражений царя за трон со своим младшим братом Саргоном II (722-705 до н.э). Весь этот хаос в ассирийском дворце происходил во времена смерти Ахаза в 715 г. до н.э. и восстания филистимлян против Ассирии. Таким образом, время написания этого пророчества совпадает с планом филистимлян восстать против Ассирии (Ис. 20:16).

B. Из змеиного корня: Исаия предупреждал их о том, что из Ассирии произойдут другие цари (14:29), которые принесут им намного больше проблем, чем этот «поражавший жезл» —царь Салманасар V. Ассирийский царь Саргон вторгся в Палестину в 712 г. до н.э., и его сын Сеннахирим вновь напал на Палестину в 701 г. до н.э.

1. Исаия предупреждал их о том, что змеи выйдут, и проблемы продолжатся. На самом деле, это змеиное потомство окажется намного опаснее. Ассирия стала более агрессивной и опасной для Палестины во время нашествий царя Саргона (змеи) и царя Сеннахирима (летучего дракона).

2. «Корень» или источник говорит о семейной линии.Покойный ассирийский царь был жезлом, и в то же время «змеей», которую сменила более ядовитая змея. Его сын оказался намного более опасным, его можно сравнить с «летучим драконом».

C. Первенцы из бедных: Беднейшие филистимляне названы здесь «первенцами из бедных» (как выражение их превосходства). Только эти беднейшие люди смогут выжить во время приближающегося военного вторжения со стороны Ассирии. Большинство филистимлян погибнут от голода или в сражениях (14:30).

1. Люди, которые остались в живых после падения Палестины, были беднейшими из бедных. Они представляли собой «корень» или семейную линию народа, погибшего от голода (14:30).

2. Злые, злобные ассирийские цари (14:29) были убиты или изгнаны знатными и состоятельными филистимлянами.

D. Исаия говорил о безнадежности филистимской защиты для Иудеи (14:31-32).

31Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от северадым идет[по причине приближающейся ассирийской армии]… Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его(Ис. 14:31-32)

1. От севера: Поражение филистимлян наступит от ассирийцев, которые приближаются к ним с севера.

2. Рыдайте: Исаия призвал филистимлян рыдать: они только что получили новости о сожженых городах на севере Палестины. Некоторые филистимляне уже видели приближающуюся ассирийскую армию и сожженные города.

3. Вестники: Политические посланники или вестники из Палестины хотели вступить в союз с Иудеей, чтобы противостать ассирийской армии. Они хотели взять на себя обязательства защищать Иудею. Пока филистимляне находились под Божьим судом через армию Ассирии, Исаия говорил вестникам из Палестины: «Бог, Который утвердил Сион, Он — единственная истинная защита для Сиона».

4. Исаия убеждал Езекию и его приближенных полагаться на Бога, а не на союз в Палестиной (14:32). Исаия дает серии пророческих отрывков против тех народов, у которых Иудея могла бы искать помощи, чтобы противостоять кажущейся непобедимой Ассирийской империи (Ис. 14-23). Исаия предостерегал Иудею, потому что соседние народы были также под приговором Божьего суда, и их избавление должно было прийти только от Господа.

E. Исаия задал в царском дворце Иудеи риторический вопрос: «Что лидерам Иудеи следует ответить филистимским послам, которые хотят чтобы Иудея присоединилась к их союзу против Ассирии?».

Исаия убеждал царя Иезекию и царский двор Иудеи в том, что Бог обещал «основать» Свое царство на Сионе (2:1-5; 4:2-6; 9:1-7; Пс. 45:6-10; 47:5-8; 73:2-10). Это было серьезным основанием верить Богу, что Он защитит их, вместо надежды на филистимлян. Нищие духом искали убежища на Сионе, в том месте, где обитает Бог. Нищие Иудеи, которые абсолютно доверяли Богу Израиля, резко отличались от того, как действовали армии филистимлян.

28

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7