Сессия 11

Послание предшественника в Исайи 32-33

  1. Введение
    1. 32-33 главы Исайи были особенно важным пророческим посланием, обращенным к лидерам Иерусалима, которое прозвучало за два года до ассирийской осады Иерусалима в 701 г. до н.э. (32:10). Исторические события, описанные Исаией, происходили примерно в 704-701 гг. до н.э.
    2. Краткий обзор Исайи 32-33

32:1-20 Грядущий Царь будет править в праведности

32:1-8 Грядущий Царь будет править в праведности

32:9-14 Срочное наставление к беспечным женщинам

32:15-20 Преобразующая сила Духа

33:1-24 Окончательная победа Божьего Царя и Царства

33:1 Полное поражение Ассирии

33:2-4 Исайя молится о помощи в кризисе, связанном с Ассирией

33:5-6 Усиление через понимание Божьего победоносного плана

33:7-9 Ассирия предает Иерусалим и последующий за этим кризис

33:10-12 Божий суд против Ассирии

33:13-16 Исайя призывает все народы обратить внимание на Божьи суды

33:17-24 Красота Царя Иисуса

    1. То, что произойдет в полноте, после возвращения Иисуса, происходит частично уже сейчас, и продолжает усиливаться.
    2. Шекспир говорил о том, что «история — это пролог». Божьи действия и Его руководство, проявленные в прошлом, похожи на древнее зеркало. Это зеркало отражает то, что Бог будет делать в последние времена в Израиле и во всех народах.
  1. Грядущий царь будет править в праведности (Ис. 32:1-8)
    1. Иисус поставит во главе общества праведных лидеров в Тысячелетнем Царстве (32:1-4).

1 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них [благочестивые лидеры] будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. (Ис. 32:1-4)

  1. Царь. Исайя видел Царя, когда получал свое поручение (Ис. 6). Это прекрасный Царь (33:17 ст. 6:1, 5; 24:23; 33:22), Который правит в праведности (1:26; 9:7; 11:4-5; 32:1-2 и т.д.). Во времена Исайи духовное и политическое лидерство Иерусалима находилось в компромиссе, заблуждении, лжи и было несостоятельным. Пророческим ответом Исайи на происходящее были слова: «Грядет Царь, Который будет править в праведности!».
  1. Князья. Иисус будет влиять Своими ценностями (правосудием и т.д.) и силой через Своих благочестивых лидеров. Эти праведные князья будут нести «понимание» людям, которые находятся под их руководством, что в свою очередь поможет людям победить страх, обиды и заблуждения во времена страданий (32:2). Это «понимание» укрепит, утвердит и защитит людей, подобно тому, как укрытие защищает от бури, и укрепит их как вода и тень в пустыне (32:2). Господь обещал поднять пастырей «по Своему сердцу», лидеров, подобных Давиду, — они будут насыщать людей пониманием Божьего сердца и Его путей.

15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Иер. 3:15)

  1. Защита. Праведные князья будут источником обеспечения и благословения для Божьих людей. Благочестивые лидеры будут использовать свои знания и ресурсы для того, чтобы укреплять других — быть для них укрытием во времена штормов, а также водой и тенью в пустыне (32:2). Мы получаем откровение и вдохновение из этого обещания, которое исполнится в Тысячелетнем Царстве, это укрепляет нашу работу в библейском центре исследований последних времен. Бог поднимает лидеров, которые будут давать ответы, вместо того чтобы усиливать проблемы людей, столкнувшихся со страхом, обидой, заблуждением и компромиссами.
  1. Очи не будут закрываемы. Писание говорит о духовной слепоте, которая была на детях Израиля в поколении Исайи. Тем не менее он пророчествовал о будущем, когда это покрывало будет полностью снято. Под влиянием благочестивого руководства, люди будут возрастать в откровении — физически и духовно (32:3-4; ст. 29:10-11,18; 35:5; 42:18).
  1. Огрубело сердце. Господь дал Исайи вызывающее пророческое поручение — говорить истину последовательно, ясно и дерзновенно. Это делало сердца слушателей все более грубыми, потому что они отказывались верить (Ис. 6:9-10).

9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете… Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем… (Ис. 6:9-10)

  1. Истина не нейтральна. Когда мы слышим истину, то становимся более мягкими и чувствительными. Если мы отвергаем ее, то понемногу становимся духовно грубыми, в сердце приходит тяжесть. Слушание истины может смягчить, либо напротив, ожесточить нас. Мы либо становимся еще чувствительнее, либо еще грубее.
  2. Духовная слепота, которая была во времена Исайи, продолжала действовать в израильском народе и 700 лет спустя в дни Иисуса и Павла. Павел говорил о Божьем обещании, что духовная слепота Израиля будет исцелена, когда вернется Иисус (Рим. 11:25-26).

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей… что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется… придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. (Рим. 11:25-26)

    1. Говорить прямо. Благочестивые лидеры помогут людям понимать и ясно нести Божью истину, не искажая ее (32:4). Господь поднимет Своих посланников, которые будут говорить истину ясно, без искажений.
  1. Исайя описывал глупость лидеров Иерусалима, которую было легко узнать (32:5-8). Глупость таких лидеров будет очевидна, и они потеряют свою репутацию «когда Бог поднимется» для суда.
  2. Исайя призывал женщин встать и посмотреть на реальность кризиса, который приближался к ним (32:9-11; ст. 3:16-26). Через два года на народ пришли огромные бедствия (32:10). Эти женщины полагали, что время их беспечности никогда не закончится. Исайя призывал этих дам слушать, трепетать и ужасаться, поскольку кризис был уже не за горами.

9Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам. Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет. Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! сбросьте одежды… и препояшьте чресла. (Ис. 32:9-11)

  1. Беспечные. Лидеры Иерусалима заключили политический союз с Ассирией и убедили общество в том, что с «ассирийским кризисом» покончено. Поэтому женщины считали, что не нуждаются в предупреждениях Исайи. В своей беспечности они думали, что кризис не придет в их города, и что Исайя ошибается, предупреждая их об этом. Они беззаботно доверяли оптимистичным прогнозам политиков, которые верили в прочность своего завета с Ассирией (33:8). Женщины думали, что смогут продолжать жить в беспечности, и что все будет как всегда.
  2. Эти женщины были знакомы с Писанием, но согласились с общественным мнением, которое высмеивало пророческие послания Исайи, считая, что все будет также, как и всегда.
  3. Многие лидеры Иерусалима смеялись над Исаией. Историки считают, что этими лидерами и был убит Исайя. Много древних рукописей свидетельствуют о том, что царь Манассия приказал распилить его надвое. Об этом упоминается как в вавилонском Талмуде, так и в иерусалимском Талмуде (оба были написаны после 200 года н.э.). Многие считают, что Евр. 11:37 указывает на мученическую смерть Исайи.

37Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча. (Евр. 11:37)

  1. Не будет обирания винограда. Урожай собрать не удастся, поскольку он будет уничтожен вторжением ассирийских армий.
  2. Подвергаемы пытке. Это парадокс благодати Божьей. Верующие, которые жили во времена судов, были обеспокоены происходящим, но все же имели уверенность в том, кто они, как граждане Царства. Мы озабочены тем, что происходит в обществе. И в то же самое время наша уверенность основана на взаимоотношениях с прекрасным Царем. Исайя мотивировал верующих Божьей благостью(32:1-4) и судами(32:12-14).

22 Итак видишь благость и строгость Божию… (Рим. 11:22)

  1. Семь наставлений. Исайя дает нам семь практических наставлений, как реагировать на происходящее (33:9-11). Он призывал беспечных женщин «встать» и взыскать Господа (30:18-17), «слушать Его голос», уделив пристальное внимание пониманию грядущего кризиса, «приклонить ухо» применяя истину к своей жизни, «содрогнуться» в свете того кризиса, который должен был наступить через два года (32:10), «ужаснуться» от последствий военного вторжения (32:12-14), «снять с себя» все, что препятствует их духовной подготовке и «приготовить себя», обратившись к Господу в посте (Иоиль 2:12-13).
  1. Вскоре иудейская земля пострадала от серьезного кризиса. Ассирийское военное вторжение привело к тому, что урожай был разграблен (сетование о прекрасных полях), земля была опустошена (выросли тернии), и даже богатые дома (чертоги) были оставлены, потому что 200 тысяч людей оказались в плену у Ассирии. Кризис в экономике и в сельском хозяйстве привел к огромному дефициту продовольствия.

12 Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа моего [в Иудее] будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе; ибо чертоги будут оставлены; шумный город [Иерусалим] будет покинут… (Ис. 32:12-14)

  1. Терны и волчцы вырастут на земле. Это подразумевает то, что города будут разрушены.
  2. Оставлены. Разные города опустошались по мере того, как ассирийские войска шли по иудейской земле. Города были оставлены, потому что многие люди были захвачены в плен и убиты, некоторые бежали в страхе.
  3. Разрушение, начатое Ассирией (701 г. до н.э.) было завершено Вавилоном, спустя 115 лет (586 г. до н.э.).
  1. Бедствия Израиля будут продолжаться «доколе не излиется» Святой Дух во всей полноте во время пришествия Царя (32:1), Который будет править в праведности. Он исцелит землю и принесет на планету мир. Когда вернется Иисус, даже пустыня превратится в плодоносные поля (33:15; 30:23-26).

15Доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом… Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. (Ис. 32:15-17)

  1. Во всем обществе будет установлена праведность и правосудие, даже в отдаленных местах. Источником преображения будет Царь, помазанный Духом (32:1, 15; 11:1-3).
  2. Спокойствие и безопасность будут противопоставлены панике и страху (32:17; Ис. 30:15).

15 На месте и в покое… в тишине и упованиикрепость ваша. (Ис. 30:15)

  1. Иоиль пророчествовал о том, что в последние времена Дух изольется на всякую плоть — то есть на все народы.

28… Я излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный… всякий, кто призовет имя Господне, спасется… в Иерусалиме будет спасение… и у остальных, которых призовет Господь. (Иоиль 2:28-32)

  1. Всякая плоть. Вторая глава книги Деяний — лишь «аванс» пророческого обещания Иоиля о всемирном излиянии Святого Духа. То, что случилось в день Пятидесятницы, не было полным исполнением обещания об излиянии Духа на «все народы» или на «всякую плоть». В Деяниях 2-й главе Дух был излит на 120 верующих в Иерусалиме, и затем вновь на 3000 человек. Окончательное исполнение пророчества Иоиля предполагает масштабы всей планеты, когда Дух изольется на верующих по всему миру так, что они будут видеть сны и видения.
  2. Солнце и луна. Излияние Духа, о котором пророчествовал Иоиль, не исполнилось во всей полноте в поколении Петра. Об этом свидетельствуют существенные отличия между второй главой книги Иоиля и второй главой книги Деяний. Во времена Петра исполнилась лишь часть этого обещания. Иоиль говорил о том, что Дух будет излит на все народы, о том, что померкнет луна. Он пророчествовал о знамениях крови и столпах дыма. Кровь ассоциируется с судами трех труб и двух чаш (Откр. 8:7-10; 16:3-4).
  3. Прежде чем наступит день Господень. Излияние Духа последнего времени произойдет прежде для Господня (Иоиль 2:31). Излияние Духа пророчества во время драмы последних времен позволит святым распознать заблуждение антихриста.
  4. Спасется. Все, кто призовут Господа в Иерусалиме обретут спасение или защиту, они смогут выжить во время Великой Скорби (Иоиль 2:32). В те времена Иерусалим будет одним из самых жестоких городов на земле. Тем не менее, те, кто призовут Его имя, обретут Божью защиту.
  1. Во время Тысячелетнего Царства дети Израиля будут жить в полном мире, не опасаясь военных угроз (32:18-20). Даже когда град будет падать на лес, и город Иерусалим спустится в долину (32:12-14), Божьи обещания непременно исполнятся по всей израильской земле во время, определенное Господом.

18 Народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла (Ис. 32:18-20)

  1. Обители мира. После возвращения Господа жители земли получат благословение и будут наслаждаться мирной жизнью с обилием воды и урожая, которые описаны языком пастухов.
  2. Град представляет собой ассирийское вторжение в Иудею в поколении Исайи (32:12-14), это можно применить к тем бедствиям, которые будут происходить в Израиле и во многих других местах в последние времена. Божьи суды часто сравниваются с градом (Исх. 9:18-34; Нав. 10:11; Пс. 77:47-48; Ис. 18:2, 17; 28:2, 17; 30:30; Иез. 13:11, 13; 38:22; Агг. 2:17; Откр. 8:7; 11:19: 16:21).

2 Вот, крепкий и сильный у Господа [ассирийские армии], как ливень с градом и губительный вихрь… с силою повергает его на землю. (Ис. 28:2)

30 Господь… явит тяготеющую мышцу Свою [суд] в сильном гневе… в буре и в наводнении и в каменном граде. (Ис. 30:30)

21 И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая. (Откр. 16:21)

  1. Блаженны вы. Люди будут выращивать зерновые культуры посреди множества источников воды, что приведет к обильному урожаю. Об этом Божьем обещании также говорится в 30:23-25, где крупнорогатый скот будет пастись на обширных пажитях и у рек, которые будут на «каждой» высокой горе и на холмах.

23…стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах… И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод… (Ис. 30:23-25)

  1. Сеющие при всех водах. Урожай будет настолько обильным, что люди позволят своему скоту перемещаться свободно и есть все, что им захочется. Волы и ослы будут запряжены в плуг, чтобы вспахивать землю.
  1. Абсолютная победа Божьего царя и Его царства (Ис. 33:1-24)
    1. Явное разрушение Ассирии. Исайя 33 продолжает тему предыдущей главы. После пророчеств о кризисе, надвигавшемся на Иудею, Исайя стал говорить о Божьем суде против Ассирии. У Бога нет предвзятости. Он был огорчен отсутствием реакции как у жителей Иудеи, так и в Ассирии.

1 Горе тебе, опустошитель… и грабитель, которого не грабили[Ассирия]! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты… разграбят и тебя. (Ис. 33:1)

  1. Грабитель: ассирийская империя названа здесь грабителем, которого не грабили (33:1). Они стали грабителями, нарушив свой завет с лидерами Иерусалима (33:8). Ассирийцев можно было бы сравнить с народом, говорящим «лепечущими устами» (33:19; 28:11).
  2. Ассирийская империя коварно предала Израиль во времена Исайи. Это предзнаменование того, как антихрист предаст Израиль в последние времена. Антихрист нарушит договор, который будет заключен с Израилем за семь лет перед возвращением Иисуса (Ис. 28:14-18; Дан. 9:27; Дан. 11:45; 14; 39:26; Зах. 11:16; Лук. 19:11-28; Иоан. 5:43; 1 Фес. 5:3). Скорее всего этот договор будет иметь выражение в денежном эквиваленте.
  1. Царь Езекия заключил политический союз с ассирийским царем Сеннахиримом; этот договор предполагал, что Иудея заплатит Ассирии много золота и серебра, в знак благодарности (4 Царств 18:14-17).

14 И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского… И послал царь Ассирийский… большое войско в Иерусалим… (4 Царств 18:14-17)

  1. 300 талантов серебра и 30 талантов золота: сегодня эта сумма равна почти 50 миллионам $. Талант в те дни весил примерно 34 кг. На современном рынке 300 талантов серебра превышают 5 млн. долларов, и 30 талантов золота — более 40 млн. долларов. Только представьте себе маленький народ, размером с Нью-Джерси, который платит такую сумму денег ради своей защиты!
  1. Молитва Исайи о помощи во время кризиса, связанного с нашествием Ассирии — это модель молитвы в последние времена (33:2-4).

2 Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь… спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы[ассирийские армии]; когда Ты восстанешь, рассеются племена, и будут собирать Твою добычу… (Ис. 33:2-4)

  1. Уповаем на Тебя. Исайя убеждал их в том, что Бог уже ждет их молитвы (30:18-19).

18Господь медлит, чтобы помиловать вас… блаженны все уповающие на Него! … Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе. (Ис. 30:18-19)

  1. Народ. Здесь напрямую говорится об Ассирии. Слова «люди» и «народы» в писаниях пророков обычно относятся к языческим народам (33:3, 12; 34:1).
  2. Ты восстанешь. Когда Исайя описывает Бога, который «поднялся», «возвысился» или «восстал», это часто говорит о тех временах, когда Он решительным образом вмешивается в события истории, чтобы спасти Свой народ и ниспровергнуть Своих врагов.
  3. От грозного гласа Твоего. Это громкий звук, словно от сильного грома, звук множества людей, которые в страхе бегут от опасности. Здесь говорится о громком шуме в ассирийском стане в ту ночь, когда Ангел Господень убил 185 тысяч воинов, и остальные спаслись бегством.
  4. Молитва Езекии также является моделью молитвы во время кризиса (4 Царств 19).

1… Когда услышал это царь Езекия… пошел в дом Господень. И послал … священников… к Исайи пророку… И они сказали ему… день скорби и наказания и посрамления… и молился Езекия… спаси нас … и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один. И послал Исайя… к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал… Из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона… так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в сей город… Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя… И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. (4 Царств 19:1-35)

  1. Твоя добыча. Иудея будет собирать добычу пораженных армий антихриста.

14 Сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. (Зах. 14:14)

  1. Обещание Господа наполнить Иерусалим правосудием вместо поражения на войне (33:6): Божьи люди укрепляются, когда познают Божий победоносный план (33:6).

5 Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим… Глаза твои увидят Царя в красоте Его… (Ис. 33:5-6, 17)

  1. Безопасность и изобилие. Сила приходит от знания: знание библейской перспективы последних времен укрепляет людей уверенностью и приносит стабильность. Люди, знающие Божьи планы последних времен, будут жить в стабильности, вместо того чтобы поддаваться страху, обиде или заблуждениям в контексте давления и бедствий в конце этого века. Благодаря пониманию Божьих планов последних времен, у божьих людей будет сила, чтобы найти покой своим сердцам прямо посреди шторма.
  2. Мудрость. Сила в знании. Если ты знаешь, что делает Господь, это даст тебе уверенность во время нарастающего кризиса и тьмы. Понимание принесет силу и стабильность. Исайя вдохновлял людей предпринимать необходимые шаги, чтобы возрастать в понимании. Мы считаем понимание библейской перспективы последних времен таким важным, потому что это невероятно значительно для Божьего сердца. Писание говорит о поколении, которое увидит возвращение Господа, больше чем о любом другом в истории.
  3. Страх Господень. Божий дар Его народу во времена кризиса — это уверенность в том, что Он видит все, и что для Него важны даже самые небольшие наши решения доверять Ему и быть послушными. Это глубоко касается Его сердца.

13… но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет… да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать… (Евр. 4:13, 16)

  1. Наполнит судом. Во дни Исайи Иерусалим был полон компромиссов, но после того, как Господь пришел Своим судом и благодатью, Израиль наполнился праведностью.
  1. Ассирия предает Иерусалим и наступает кризис (33:7-9). Исайя описал страдания еврейского народа после того, как царь Сеннахирим нарушил свой мирный договор (4 Царств 18:14-17).

7 Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он [ассирийский царь] нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен… Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. (Ис. 33:7-9)

  1. Горько плачут. Даже храбрые иерусалимские воины открыто плакали. Горько плакали и послы, вернувшиеся после заключения договора с Ассирией.
  2. Завет. После того как Ассирия нарушила мирное соглашение с Иерусалимом, все выглядело безнадежно.
  3. Земля сетует: Ливан, Сарон, Кармил и Васан были известны своим достоинством и красотой.
  1. Божий суд над Ассирией (33:10-12). Страдания Иерусалима были временными, и в Свое совершенное время Бог поднялся в ответ на молитвы Исайи, чтобы спасти Свой народ от Ассирии (33:2-4). Очевидно, что здесь говорится об ассирийцах, потому что слово «народы» говорит о язычниках, как и в 33:2.

10Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою… И будут народы [ассирийцы], как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. (Ис. 33:10-12)

  1. Ныне. Исайя повторил слово «ныне» трижды: «ныне Я восстану», «ныне поднимусь», и «ныне вознесусь», – указывая на весьма драматичном вмешательстве Господа в события древней истории, когда Он сжег ассирийскую армию подобно сухому терновнику.
  2. Я восстану. Когда Бог «восстает», «поднимается» (33:3), или «возносится» (33:5) — это говорит о времени, когда Он проявит Свою силу чтобы спасти Свой народ и поразить Своих врагов.
  3. Сожжены. Народы представляют собой ассирийские армии, которые сгорят так же быстро, как и сухие кусты терновника. Пророчество исполнилось, когда Ангел Господень убил 185 тысяч ассирийских воинов за одну ночь (37:36).
  4. Народы. Слова «люди» и «народы» представляют собой языческие нации (33:3; 34:1).
  1. Исайя призывал все народы обратить внимание на Божьи суды (33:13-16), он призывал их признать, что собирался сделать Бог со Своим народом в Иудее (33:7-9) и со Своими врагами в Ассирии (33:10-12). Исайя описал то, насколько различной будет реакция людей, когда усилятся Божьи суды: грешники будут в ужасе (33:14), праведные люди, напротив, будут жить в Его присутствии (33:15-16).

13 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" -Тот, кто ходит в правде и говорит истину… тот будет обитать на высотах… (Ис. 33:13-16)

  1. Слушайте и познайте Мое могущество. Обратите внимание, народы, как дальние, так и ближние! Эти народы были призваны понять Божьи суды над Иудеей (33:7-9) и Ассирией (33:10-12).
  2. Дальние и ближние. Господь хочет, чтобы люди, находящиеся «далеко», в других народах, и те которые «близко», в Иудее, увидели Его суды над Иудеей (33:7-9) и Ассирией (33:10-12).
  3. Грешники на Сионе. Люди, которые выросли в Иерусалиме и знали Писание, но отказывались принять Божье лидерство, названы здесь «грешниками на Сионе».
  4. Устрашились. Грешники и лицемеры на Сионе пришли в ужасе, видя Божью ревность в противостоянии греху. Они трепетали от страха, потому что лицом к лицу столкнулись с бедствием, узнав Божью ревность в судах над Иудеей и Ассирией. Они ужасались, потому что увидели, что это Бог дисциплинировал Иудею, используя военное вторжение ассирийских армий. Они пришли к выводу: «Если Бог с такой ревностью и яростью вмешивается в события истории, когда Его народ отвергает Его лидерство, что тогда будет с нами?».

a. Все люди учатся праведности через Божьи суды — как верующие, так и неверующие.

9 Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. (Ис. 26:9)

b. Даже та циничная группа людей была в ужасе, когда увидела Бога, Который ревностно противостоял бунту против Его лидерства. В последние времена Бог проявит ревность и вмешается в события истории, чтобы спасти Свой народ и сокрушить Своих врагов.

c. В последние времена Божьи суды будут вселять ужас в сердца людей — особенно тех, кто знает Писание. Чаще всего «грешники на Сионе» медленнее всех реагируют на Божьи суды.

d. Многие из них циничны, им не так то легко покаяться. Но некоторые из них научатся праведности во время Божьих судов.

  1. Жить при огне. Кто может жить в проявленном Божьем присутствии? — Он есть огонь поядающий. Кто может жить в присутствии Бога, Который настолько ревностен в отношении любви и святости?

24 Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель. (Втор. 4:24)

  1. Кто может жить при пламени пожирающем. Исайя спрашивал: «Кто может жить в Божьем присутствии?». Кто может жить настолько близко к Богу, Который разрушил Ассирию и так сурово наказал Свой народ? Послание было ясным — все, кто продолжают бунтовать против того, что «Бог есть огонь поядающий», будут сожжены. Но те, кто живут в согласии с Его лидерством, будут жить с Ним на высотах (33:16), переживая радость и безопасность в Его присутствии.
  2. Тот, кто ходит в правде. Исайя ответил на свой вопрос в 33:14, открыв шесть характеристик личности, которая выбирает праведность (33:15). Главный принцип состоит в том, что чистые сердцем увидят Бога (Мф. 5:8). Давид тоже задавал подобный вопрос, и дал такой же ответ (Пс. 14:1-2; 23:3-4).

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф. 5:8)

1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем… (Пс. 14:1-2)

3Кто взойдет на гору Господню?… Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (Пс. 23:3-4)

  1. Будет обитать на высотах. Человек, который выбрал праведность, получит благодать, чтобы «жить на высотах» (33:16) или жить в присутствии Бога, Который обитает на высоте (33:5).
  1. Красота Царя (33:17-24). Божьи люди обретут силу, встретившись с красотой Иисуса (33:6). В последние времена Святой Дух будет особенно сосредоточен на том, чтобы открывать людям Божью красоту.

17Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью… (Ис. 33:17-19)

  1. Твои глаза. Исайя обращался к тем, кто выбрал жить в праведности (33:15-16) — именно они увидят красоту Царя. Красота Иисуса будет открыто проявлена в сюжетной истории последних времен (33:17). Тело Христа увидит красоту, проявленную в Его лидерстве. Наш прекрасный Царь ведет Свой народ как Свою Невесту. Поэтому, мы можем радостно доверять Его лидерству. Я не хочу ждать, пока Божьи суды пробудят меня к созерцанию красоты Царя.

a. Многие не смогут увидеть Божью красоту из-за возрастающего давления. Все будет выглядеть как «невообразимый хаос», который Иисус называл «унынием народов» (Лук. 21:25).

25 И будут знамения в солнце… и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха… (Лук. 21:25-26)

b. Многие люди, которые видят только беспорядок и хаос, окажутся в глубоком замешательстве и страхе.

  1. Земля отдаленная. Буквально: «земля на значительном расстоянии». Правление Иисуса будет охватывать всю землю. Красота, открыто проявленная в лидерстве Иисуса, наполнит всю землю в Тысячелетнем Царстве! В конечном итоге Его слава и красота наполнят всю землю.
  2. Сердце будет только вспоминать об ужасах. Искупленные вспоминают об ужасах, думая о прошлых Божьих судах, и о Его будущих судах против империи антихриста. Существует грань красоты Царя, которую можно увидеть только в контексте Его судов. Мы «вспоминаем об ужасах», думая о Божьих судах, которые необходимы для исполнения Его славных планов, в результате чего все народы научатся праведности (26:9).
  3. Во времена Исайи размышление над судами включало в себя не только Божьи суды над Иудеей (33:7-9), но и над Ассирией (33:10-12). Жители Иудеи вспоминали об ужасах, которыми Бог дисциплинировал их, и о том, как Он поразил 185 тысяч ассирийских воинов.
  4. Перепись и весивший дань. Во времена Исайи ассирийские должностные лица оккупировали иудейскую землю. Среди них были бухгалтеры, ревизоры, аудиторы и сотрудники налоговых органов, которые вели тщательные записи всех действий, происходивших под их властью. Например, они взвешивали серебро и золото, которое отдавалось Ассирии, а также занимались переписью населения. Они все подробно записывали, взвешивали (в случае с налогами) и пересчитывали башни (по военным соображениям).
  5. Где делавший перепись? Исайя спрашивал: «Где ассирийские должностные лица?». Они ушли! Божьи суды привели к тому, что враги Его Царства исчезли с лица земли.
  6. Не увидишь свирепый народ. Господь обещал, что ассирийская империя и все другие враждебные силы навеки исчезнут с израильской земли, когда Иисус сядет на Своем престоле в Иерусалиме.
  7. Исайя хотел сказать им, что наступит время, когда ассирийских воинов больше не будет в иудейской земле. Господь собирался освободить Иудею от ассирийских армий.
  1. Исайя побуждал искупленных смотреть или размышлять о будущем Иерусалима или Сиона (33:20). Иерусалим будет городом мира, который больше никогда не будет разрушен.

20 Взгляни на Сион… глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию… Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно [маленький корабль], и не пройдет большой [могущественный] корабль. Ибо Господь - Судия наш, Господь - Законодатель наш, Господь - Царь наш; Он спасет нас. Ослабли веревки твои [ассирийские], не могут удержать мачты и натянуть паруса [флаги]. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения. (Ис. 33:20-24)

  1. Взгляни на Сион. Взгляни на огромную картину славного Божьего будущего для Сиона (Иерусалима). Рассматривая пророческую судьбу Иерусалима, мы можем увидеть ту славу, которая распространится на всю землю из Иерусалима (Числ. 14:21; Ис. 2:4; 11:9; Авв. 2:14).
  2. Непоколебимая скиния. Иерусалим будет непоколебимым, словно скиния, которая никогда не разрушится. Другими словами, Иерусалим никогда не будет разрушен. Военная кампания антихриста против Иерусалима обречена на поражение, потому что славный Господь «с нами» или с людьми, живущими в Иерусалиме (33:21). Он спасет их от всех врагов.
  3. Широкие реки. В Иерусалиме не существует рек, поэтому упоминание о кораблях всегда озадачивало переводчиков. В этом месте Писания я вижу реку живой воды, которая течет из тысячелетнего храма в Иерусалиме (Иез. 47:1-12; Зах. 14:8). Некоторые видят в этом стихе Божью «реку поддержки», которая призвана благословить Его народ.

8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному [к Мертвому морю] и половина их к морю западному [к Средиземному морю]… (Зах. 14:8)

1… вот, из-под порога храма течет вода… вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот

32

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7