4 МОДУЛЬ Сессия 6

Послание Предтечи в Захарии 3-4

  1. Введение
    1. Захария получил восемь видений за одну ночь (1:7-6:8). Первые три видения идут вместе, они описаны в Зах. 1-2; подобным образом объединены четвертое и пятое видения в Зах. 3-4.
    2. В первых трех видениях Иисус пообещал продемонстрировать Свою ревность и милосердие, лично поселившись в Иерусалиме (1:14-16; 2:12). Только возникает вопрос, как такие грешные люди, как Израиль, смогут стать частью таких славных обещаний? В Захарии 3-4 мы видим, что Бог очищает, помазывает и наделяет Свой народ способностью – жить в обетованиях, которые описаны в первых трех видениях.

14возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе… Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием (Зах. 1:14-16)

11 И прибегнут к Господу многие народы … и Я поселюсь посреди тебя… (Зах. 2:11)

  1. Обзор Захарии 3-4

Захария 3 Четвертое видение: очищение первосвященника Иисуса

3:1-2 Господь запрещает сатане обвинять Иисус
3:3-5 Иисус получает Божью благодать: символическое действие
3:6-7 Призвание Иисуса к стопроцентному посвящению
3:8-10 Обетование о Мессии и Его спасении

Захария 4 Пятое видение: светильник и две масличные ветви

4:1-5 Символизм, связанный с золотым светильником
4:6-10 Главное послание пятого видения: два пророческих отрывка
4:11-14 Объяснение двух масличных ветвей

  1. Драматическая история строительства дома молитвы с 536 до 516 г. до н.э. во дни Зоровавеля – является огромным ободрением для тех, кто будет строить дома молитвы в последние времена. Храм, как в прошлом, так и в будущем, является Его «домом молитвы» (Ис. 56:7; Мф. 21:13).
  2. Эта история рассказана в трех отрывках (Ездра 1-6; Агг. 1-2; Зах. 1-8). В ней говорится о четырех лидерах, которые действовали вместе чтобы помочь остатку израильского народа построить храм (дом молитвы; Ис. 56:7; Мф. 21:13). Ими были пророки Захария и Аггей, правительственный начальник Зоровавель и первосвященник Иисус. Эти события происходили во времена правления персидских царей Кира и Дария.
  3. Иисус и Зоровавель символизируют двух свидетелей в последние времена (4:14; Откр. 11:3-4). Иисус был очищен, а «клеветнику братьев» было запрещено говорить (3:1-2). То, что произошло в Зах. 3-4 - сыграет важную эсхатологическую роль, когда клеветник сатана будет сброшен на землю (Откр. 12:10).

3 И дам [силу] двум свидетелям Моим… Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. (Откр. 11:3-4)

10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен [на землю] клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12:10)

  1. Четвертое видение: очищение первосвященника Иисуса (Зах. 3:1-10)
    1. Господь указал на два главных препятствия, которые мешают Божьему народу наслаждаться своей судьбой. Первым препятствием является наш грех; поэтому Бог дает нам духовное очищение и обновление (Зах. 3). Следующей помехой является наш недостаток ресурсов; по этой причине Он дает нам сверхъестественное обеспечение (Зах. 4). Другими словами, мы нуждаемся в Божьей благодати для постоянного духовного обновления и сверхъестественного обеспечения.
    2. В 3-й главе Захарии Бог очищает их сердца и ведет к стопроцентному послушанию (3:3-7). В 4-й главе Захарии Он помогает им в работе, даже когда она кажется настолько трудной и незаметной (4:6-10). Другими словами, Он избирает слабых и грешных лидеров, желая увидеть в них стопроцентное посвящение и прилежание.
    3. В первом препятствии мы побеждаем ложь о том, что мы падали слишком много, для того чтобы Бог использовал нас (3:1-5).
      В следующем препятствии мы побеждаем ложь о том, что мы так многого не имеем, чтобы исполнить Божью волю (4:6-9).
    4. Итог: В этой сцене (3:1-2) Захария видит первосвященника Иисуса, стоящего перед Ангелом Господним (Христом до Своего воплощения). Сатана представлял дело против Иисуса, обвиняя его в полной дисквалификации. Проблема была в том, что Иисус был на самом деле виновен (3:4). Бог полностью очистил Своего первосвященника, призвав его к жизни в стопроцентном послушании Господу (3:7). Он и его лидерская команда стали пророческим знамением Мессии и Его благодати (3:8-9). В конечном итоге, весь израильский народ испытает экстравагантную благодать Мессии (3:10).
    5. Иисус был первосвященником и официально представлял Израиль. То, что Господь совершил для Иисуса, Он сделает для всего израильского народа и для каждого верующего в Иисуса Христа.
  2. Господь запретил сатане обвинять Иисуса (Зах. 3:1-2)
    1. Сатана обвинял Иисуса, говоря Господу о том, что тот не достоин занимать свою лидерскую позицию в Израиле (3:1-4). Ранее, той же ночью (в первом видении) Ангел Господень (Христос) ходатайствовал за Израиль (1:12). Большинство комментаторов верят, что Ангел Господень – это Христос до Своего воплощения, чуть позже в тексте Ангела называют «Господом» (3:2).

1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать [обвинять] ему… да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах. 3:1-2)

    1. Господь, избравший Иерусалим:Господь запретил сатане и ответил на его обвинения тем, что Бог избрал Иерусалим — Бог избрал искупить, очистить и использовать грешных людей.
    2. Головня, исторгнутая из огня: Господь запретил сатане и описал Иисуса (и Израиль) как головню, исторгнутую из огня. Господь не потерпит сатанинской клеветы против нас.
    3. В то самое время, когда сатана обвинял Иисуса в духовной реальности, Фафнай, персидский начальник Самарии, обвинял Иисуса в естественной реальности (Ездра 5:3; 5:1-17). Подобно тому, как Господь запретил сатане обвинять Иисуса в духовной реальности, царь Дарий запретил Фафнаю прикасаться к Иисусу, и повелел ему обеспечивать строительство храма (Ездра 6:6-12).
  1. Иисус получил Божью благодать: символическое действие (Зах. 3:3-5)
    1. С Иисуса были сняты запятнанные одежды, и вместо них даны были новые (3:3-5). Господь сказал ангелам снять с него грязные одежды, после этого Он сказал Иисусу, что с него снят грех (3:4).

3 Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. (Зах. 3:3-5)

    1. Запятнанные одежды: Иисус был виновен, об этом говорили его запятнанные одежды. Также он представляет собой Израиль. Мы тоже были бы виновными, без всякой надежды на оправдание.
    2. Снимите запятнанные одежды: Господь повелел ангелам снять с Иисуса запятнанные одежды. Он объяснил, что снятие этих одежд символизирует снятие его вины.
    3. Торжественные одежды: Они символизируют собой Божью праведность и одеяние священника (Исх. 28:8-9; Лев. 8:7-9; Ис. 61:10; 2 Кор. 5:17, 21).
    4. Смотри: Господь сказал Иисусу «смотреть» на то, что Он снимает с него грехи и облекает в торжественные одежды (3:4). Нам необходимо смотреть на эти истины, чтобы увидеть, как они применяются к нашей жизни и к Израилю
    5. Ходатайство: Захария попросил Господа возложить на голову Иисуса кидар (3:5).
    6. Кидар: Он символизирует восстановления Израиля как нации священников (Исх. 19:6).
  1. Иисус призван к стопроцентному посвящению (Зах. 3:6-7)
    1. Господь предостерег Иисуса, чтобы он жил в стопроцентном послушании — развивая благочестивый характер и прилежно служа Господу, он смог бы войти в три славных обетования (3:6-7). Предостерегать – означает предупреждать самым серьезным и искренним образом.

6 И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу… если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей [совершать Мне служение], то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. (Зах. 3:6-7)

    1. Ходить по Моим путям: Иисус был призван развивать благочестивый характер в своей личной жизни.
    2. Будешь на страже Моей: Он должен был прилежно служить, оставаясь верным своей миссии от Господа. Быть на страже – значит производить работу в храмовом святилище, исполняя свои обязанности священника.
    3. «Быть на Моей страже» также можно перевести как «поддерживать работу во святилище» и «совершать Мое служение» - речь идет об ответственности Иисуса как священника.
    4. Призвание быть на Божьей страже состояло в том, чтобы «не сдаваться» и оставаться верным данному Богом служению. Многие считают, что их миссия в служении – это добровольная деятельность, от которой можно легко отказаться, когда станет трудно. На самом деле это боевое задание на определенной военной территории, которое они обязаны исполнить независимо от противостояния, препятствий и трудностей, с которыми придется столкнуться.
    5. Иисусу было сказано смотреть (3:4), ходить и быть на страже (3:7), а также слушать (3:8).
  1. Господь обещал благословить Иисуса тремя путями, если он ответит Богу стопроцентным послушанием (3:7).

7 … то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. (Зах. 3:7)

  1. Будешь судить дом Мой: Судить – означает занимать лидерскую должность в Божьем доме, или в соответствии с целями Его Царства. Верное служение производит больше возможностей для служения.
  2. Будешь наблюдать за дворами Моими: То есть занимать лидерскую должность во дворах Господних, или в храме (в доме молитвы). Иисус обещал сделать побеждающих «столпом в Своем храме» (Откр. 3:12), это говорит о получении высокой позиции в Тысячелетнем Царстве.
  3. Ходить между сими, стоящими здесь: «Сии, стоящие здесь» - это ангелы, которые стоят в Божьем присутствии (3:4).
    1. Другие переводы говорят: «Я дам тебе свободный доступ, чтобы быть с теми, кто стоит здесь».
    2. Это обетование включает в себя переживание близости с Богом, а также доступ к ангельской реальности и Его небесному совету (Иер. 23:18).
    3. Иисус обещал, что некоторые из Его слуг будут переживать открытые небеса (Ин. 1:51).

51 … будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин. 1:51)

  1. ОБетование о Мессии и Его спасении (Зах. 3:8-10)
    1. В своем видении Захария увидел Иисуса и его лидерскую команду в качестве пророческой картины, которая сможет вдохновить и наставить других (3:8). Они были пророческим знамением грядущего Мессии и Его благодати.

8 Выслушай же, Иисус… ты и собратия твои… мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом… (Зах. 3:8-9)

    1. Ты и собратия твои: Иисус и его лидерская команда были священниками.
    2. Знаменательные:Они были знамением или картиной, которая указывала на Мессию как на Отрасль или «камень», а также на то, как действовать в священническом служении.
      1. Благодаря своей верности они стали картиной, которая несла другим откровение о Мессии, и побуждала их жить в Его благодати.
      2. Они служили «свидетельством» что образ жизни священника – потрясающий, достижимый и выполнимый.
    3. Выслушай: Являясь пророческой картиной или моделью, они были призваны внимательно «слушать», чтобы нести людям верное представление о Боге и пробуждать в сердцах веру.
  1. Иисусу была показана Отрасль и камень — и то и другое было свидетельством о Мессии (3:8-9). Камень несет в себе вес, а отрасль растет и распространяется (по мере того как ее жизнь простирается через другие ветви). Павел также объединял строительные и растительные метафоры (1 Кор. 3:9; Ефес. 2:19-22; 3:17).

8 … вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. (Зах. 3:8-9)

      1. Отрасль: Рисуя перед нами образ Мессии, как Отрасли, Господь указывал на различные аспекты славы Иисуса (Ис. 4:2; 11:1; Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12). Служение Иисуса растет и распространяется. А люди, которые присоединились к Ему, подобны небольшим веточкам (Ин. 15:4-5).
      2. Камень:Захария внимательно смотрел, получая откровения о камне, который лежал перед Иисусом (3:9). Иисус был краеугольным камнем спасения Израиля, и камнем, об который они споткнулись (Мф. 21:42). Иисус – это Скала, на которой построена Церковь (Ефес. 2:20-22; 1 Пет. 2:9). Камень или скала – образ Бога и Мессии (Втор. 32:4, 15, 18; 2 Цар. 22:2; Пс. 17:2; 30:3; 61:7; 88:26; 93:22; 94:1; 117:22; Ис. 8:13-15; 17:10; 28:16; Дан. 2:35, 45; Зах. 3:9; 10:4; Мф. 16:18; 21:42; Рим. 9:33; 1 Кор. 10:4; Ефес. 2:20; 1 Пет. 2:6-8).
      3. Семь очей: Камень с семью очами символизирует всеведение Иисуса (Откр. 5:6).
        1. Иисус всеведущ – Он обладает всем знанием и мудростью.
        2. В 4:10 мы видим, что сем очей на этом камне – это очи Господа, которые обозревают всю землю.
      4. Я вырежу на нем начертания его: Поскольку в следующем стихе говорится о национальном спасении Израиля, скорее всего это описание также говорит о его спасении.
        1. Бог вырежет на этом камне заявление о том, что Он изгладит грех Израиля за один день (3:9). Не совсем ясно, в что именно содержит эта выгравированная надпись.
        2. В древнем мире камни часто носили на себе надписи - они содержали в себе память о значимых событиях, говорили о величии царя и т.д.
      5. Я изглажу грех земли: Грех израильской земли будет изглажен за один день (3:9).
        1. За один день Иисус совершил искупление Израиля на кресте. И день Его возвращения станет днем национального спасения Израиля (3:9; 12:10-13:2; Рим. 11:26).
        2. Иисус и его команда обрели Божью благодать за один день – это является знамением и свидетельством того, что за один день Израиль будет спасен и помещен на свою священническую позицию.
    1. Смоковница и виноградная лоза:Израильское общество будет наслаждаться процветанием и безопасностью (3:10).
      1. Сидеть под «своей» виноградной лозой и смоковницей, говорит о процветании.
      2. Перед нами открывается картина радостных израильтян, приглашающих друг друга в гости в Тысячелетнем Царстве.
      3. Захария развивает эту мысль в Зах. 8:4-5
  1. Пятое видение: светильник и масличные ветви (Zech. 4:1-14)
    1. Резюме: Главной темой видения был светильник, находящийся во Святом храма. Захария увидел светильник семи свечник (минору) с чашечкой наверху (4:2) для получения масла от двух масличных деревьев. Наверху каждой из семи лампад светильника располагался маленький горящий светильник, который по трубочкам соединялся с чашечкой (4:2). Рядом со светильником стояли две маслины (4:3). Две масличные ветви источали из себя масло, которое по двум золотым трубочкам (4:12) перетекало в чашечку наверху светильника. Две масличные ветви символизировали двух помазанных лидеров, которых будет использовать Бог, чтобы хранить светильники горящими (4:14).

2 … вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее… что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото [изливают из масличных ветвей]? … это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. (Зах. 4:2-3, 12, 14)

  1. Символизм, связанный с золотыми светильниками (Зах. 4:1-5)
    1. Захария увидел светильник (минору) с чашечкой наверху, а также две маслины (4:3). Послание, этого видения принесло Зоровавелю уверенность, что он сможет успешно организовать народ и преодолеть все препятствия, чтобы с помощью Святого Духа завершить строительство храма.

1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня… И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу… что это, господин мой? И Ангел… сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. (Зах. 4:1-5)

    1. Светильник: На еврейском языке для светильника используется слово минора. Светильник символизирует собой Божий народ, как свидетелей света Божьего присутствия и истины.
    2. Две маслины: Справа и слева от светильника располагались маслины (4:3).
  1. Главное послание пятого видения: два пророческих заявления (Зах. 4:6-10)
    1. Ангел ответил на вопрос Захарии «Что это?» (4:4) двумя пророческими заявлениями (4:6-7, 8-10). Ангел объяснил, какое отношения масличные деревья имели ко строительству храма. Два пророческих отрывка несут похожее послание — убедить израильский народ в том, что с помощью Святого Духа они закончат строительство храма.
    2. Первое заявление: Послание в том, что Божья сила победит все препятствия на пути строительства и поддерживания служений в храме (4:6-7).

6 … это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!" (Зах. 4:6-7)

  1. Не воинством и не силою: Слова воинство и сила говорят о человеческих способностях и ресурсах. Он не надеялся на политическую или экономическую мощь Персии, и не рассматривал это в качестве своего главного источника.
  2. Гора: Речь идет о множестве препятствий, с которыми столкнулся Зоровавель.
    1. Четырьмя главными преградами были — политическая и гражданская оппозиция жителей Самарии (Ездра 4:1-8; 5:6-17); духовный компромисс Израиля, апатия, страх и междоусобицы (1:2-4; 8:10; Агг. 1:2-4, 9); экономический кризис, который усиливался засухой и ошибками в сельском хозяйстве (Агг. 1:1-11); опустошение Иерусалима — в городе почти не было инфраструктуры и т.д.
    2. Даниил пророчествовал о том, что Иерусалим будет восстановлен в трудные времена (Дан. 9:25)

25 … знай … обстроятся улицы … но в трудные времена. (Дан. 9:25)

    1. Ты - равнина: Руины и обломки разрушенного 70 лет назад храма Соломона – были тщательно убраны Зоровавелем во время строительства нового храма.
    2. Вынесет краеугольный камень: Эта праздничная церемония, посвященная завершению строительства храма. Захария получил это слово 15 февраля 519 г. до н.э. (1:7). Храм был построен три года спустя, в марте 516 г. до н.э. (Ездра 6:15).
    3. Восклицания благодати: Каждый день Зоровавель молился (восклицал) о благодати над храмом.
  1. Второе заявление: Подобно первому, второе послание давало народу уверенность в завершении строительства храма. В нем особенно подчеркивается роль и успех Зоровавеля.

9… руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. (Зах. 4:9)

    1. Руки положили основание: Зоровавель заложил основание храма на второй год после своего возвращения из Вавилона, в 536 г. до н.э. (Ездра 3:10). В 520 г. до н.э. началось возобновление строительных работ, после 16-летней задержки (8:9-10; Агг. 2:18).
    2. Его руки и окончат его: Ангел пообещал Зоровавелю, что он закончит строительство храма (4:8). Это произошло спустя три года (Ездра 6:14-15).
  1. Господь радовался о трудах Зоровавеля и его прилежности в рутинных и небольших вещах (4:10).

10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах. 4:10)

    1. Строительный отвес: Такой отвес обычно используется на ранних стадиях строительства.
    2. В руках: Взяв в свои руки строительный отвес, Зоровавель взял на себя всю ответственность за строительство храма. В наши дни, Бог дает благодать людям, которые в духе Зоровавеля берут на себя ответственность за строительство дома молитвы.
    3. Очи Господа: «Те семь» - это очи Господа, свидетельствующие о Его всеведении. Божьи глаза видят наших врагов, нужды, препятствия, жертвы, слезы, любовь и ценность наших трудов.
    4. Радостно: Очи Господа с радостью смотрят на каждый шаг нашего прогресса в строительстве.
    5. Кто может считать день сей маловажным: Господь ценит наш труд, даже если он маленький. Его глаза ищут лидеров, которые прилежны даже в трудном и незаметном служении. Многие пренебрегают небольшой работой в храме, считая ее незначительной (Ездра 3:12; Агг. 2:3).
  1. Объяснение двух масличных ветвей (Зах. 4:11-14)
    1. Ангел объяснил Захарии значение двух масличных ветвей (4:11-14). Он ответил ему на вопрос, кого они собой символизировали (4:5-10). Фактически он сказал: «Это два человека, которые строят храма — Иисус и Зоровавель — они обретут сверхъестественную помощь.

11 … я … сказал ему: что значат те две маслины…? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. (Зах. 4:11-14)

  1. Два помазанные: Две ветви представляли собой двух помазанных (4:14). Спустя пять столетий Иоанн получил откровение об этом «служении масличных ветвей» (Откр. 11:4). Это будут предтечи последнего времени, помазанные пророчествовать и творить чудеса. Они будут «производить масло», вдохновляя множество людей.

3 И дам [силу] двум свидетелям Моим… Это суть две маслины … стоящие пред Богом земли. (Откр. 11:3-4)



25

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7