4 МОДУЛЬ Сессия 5

Послание Предтечи в Захарии 1-2

  1. Главная тема книги Захарии – Божья ревность по Иерусалиму
    1. Книга Захарии посвящена Иерусалиму. Почему мы должны думать об этом городе? Потому что Иисус ревнует об Иерусалиме, и Он вернется, чтобы жить там вечно. Господь испытывает страстные чувства к этому городу, и у Него есть славные планы для Иерусалима. Мы просим Святого Духа открыть нам то, что Он видит и чувствует об Иерусалиме.

2 … возревновал Я о Сионе ревностью великою… обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме... (Зах. 8:2-3)

  1. Иисус будет править Своим всемирным правительством из Иерусалима, там же будут встречаться все народы. Вечные планы Бога, а также Его планы в последние времена – «Иерусалимо-центричны». Иерусалим упоминается в Писании более 800 раз, и Сион 160 раз. Город Иерусалим будет существовать вечно (2 Пар. 33:4; Пс. 47:8; Иоиль 3:20; Мих. 4:7).

17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим ... (Иер. 3:17)

  1. Иерусалим уникален: Иерусалим – это яркий пример того, как Бог работает со всеми народами. Понимая, что говорит Писание о Его благословениях и судах над Иерусалимом, мы понимаем, как Он будет взаимодействовать с народами». Мы называем этот принцип: «так же, но в меньшей степени». Суды и слава, которые Бог явит Израилю во время Великой Скорби и в Тысячелетнем Царстве, будут высвобождены «так же, но в меньшей степени» по всему миру.
  2. Главная мысль книги Захарии заключается в том, что Иисус вернется, чтобы лично жить в Иерусалиме и в храме. Храм станет эпицентром Божьей славы, которая постепенно распространится на всю землю.
  3. Обзор книги Захарии

1:1-6 Израиль призван к покаянию
1:7-6:8 Захария получил восемь видений за одну ночь
6:9-15 Венец на голове Иисуса символизирует пророческое послание
7:1-8:23 Два вопроса о Божьем благословении Израиля
9:1-14:21 Два пророческих отрывка об Израиле и его Мессии (Зах. 9-11 и Зах. 12-14)

  1. Захария получил восемь видений за одну ночь (1:7-6:8)

Первое видение: Муж на рыжем боевом коне между миртовыми деревьями (1:7-17)
Второе видение: Четыре рога и четыре рабочих (1:18-21)
Третье видение: Иерусалим ожидает великое благословение (2:1-13)
Четвертое видение: Очищение первосвященника Иисуса (3:1-10)
Пятое видение: Светильник и две масличные ветви (4:1-14)
Шестое видение: Летящий свиток (5:1-4)
Седьмое видение: Женщина, летящая в корзине в Вавилон (5:5-11)
Восьмое видение: Четыре колесницы (6:1-8)

    1. Первые три видения Захарии глубоко связаны между собой (Зах. 1-2). В первом видении (1:7-17) Господь обещает восстановить Иерусалим и храм. Во втором видении (1:18-21) Он обещает совершить над народами, которые преследовали Израиль. Третье видение (2:1-13) рисует перед нами картину Иерусалима - город наполнен Божьей славой, процветанием, многочисленным населением и безопасностью.
    2. Захария пророчествовал в то же самое время, что и Аггей. Лучше всего изучать эти книги вместе, потому что Захария часто развивает истины, подчеркнутые Аггеем. Есть важная взаимосвязь между тремя посланиями Аггея и четырьмя пророчествами Захарии. Первое послание Захарии было дано в ноябре 520 г. до н.э., три месяца спустя после начала служения Аггея в августе 520 г. до н.э. (1:1).
  1. Исторический контекст книги Захарии: знание сюжетной истории
    1. Захария вырос в семье священников и поэтому хорошо понимал кабинет священников и устройство храма. С юных лет Бог призвал его быть пророком (2:4). Семья Захарии вернулась из Вавилонского плена в 536 г. до н.э. (Неем. 12:1-4), когда он был еще мальчиком. Захария погиб мученической смертью из-за своего послания — они убили его в восстановленном храме (Мф. 23:35; Лук. 11:51).
    2. Послание Захарии было дано в конце величайшего национального кризиса Израиля в Ветхом Завете. Многие израильтяне были уведены в «рабочие лагеря» Вавилона, и находились там в течение 70-ти лет (606-536 г. до н.э.). Около 50 тысяч еврейских пленников вернулись в Иерусалим в 536 г. до н.э. чтобы заново построить храм (Ездр. 1:5). Они заложили основание храма и назначили музыкантов и певцов (Ездр. 3:10-11).
      1. Спустя два года (537-536 г. до н.э.) они впали в разочарование и остановили восстановительные работы на 16 лет (535-520 г. до н.э.).
        Иерусалим столкнулся с политической оппозицией жителей Самарии (Ездр. 4:1-5, 24), а экономический кризис усилился засухой и ошибками в сельском хозяйстве (Агг. 1:1-11). Израиль находился в страхе, компромиссах и духовной апатии (Агг. 1:1-11; Зах. 1:3-6).
      2. После 2-летней задержки (535-520 г. до н.э.) Бог послал пророков, которые вдохновили (Ездр. 5:1-2) народ продолжить строительство храма. Спустя 4 года (520-516 г. до н.э.) работа была завершена (Ездр. 6:15).
    3. Первое послание Захарии призывало народ к покаянию (1:1-3). Покаяние – это призыв жить в согласии с Божьим лидерством. Бог обещал вернуться в Израиль — духовно и физически — во время возвращения Иисуса (1:16; 2:5,10; 8:2; 9:9-10; 14:3-5, 10). Книга Захарии подробно говорит об этом.

3 … и ты скажи им… обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам... (Зах. 1:3)

  1. Послание предтечи в книги Захарии важно «провозглашать» (1:14). Пророк учил о Божьей ревности. 1-я глава Захарии содержит четыре эмоции Бога — ревность, гнев, милость и терпение. Он испытывает ревность (1:14; 8:2) и нежную милость по отношению к Иерусалиму (1:12, 16; 7:9; 10:6). Он утешает его жителей (1:13, 17) Своими славными планами для Иерусалима, после короткого периода гнева (1:2, 12, 15).

14провозгласивозревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою… (Зах. 1:14)

  1. Второе послание Захарии состоит из восьми видений, которые он получил за одну ночь (1:7-6:8). По современному календарю 24-й день месяца Шеват - это 15 февраля 519 г. до н.э. (1:7). Эта ночь наступила спустя три месяца после первого послания Захарии о покаянии, данного в ноябре 520 г. до н.э. Также это произошло спустя пять месяцев после возобновления строительства храма, 22 сентября 520 г. до н.э. (Агг. 1:14).

7 В двадцать четвертый день … месяца Шеват, - во второй год Дария [519 г. до н.э.]… (Зах. 1:7)

  1. Первое видение: Муж на рыжем коне (Зах. 1:7-17)
    1. Захария видел Мужа, сидящего на рыжем коне в роще миртовых деревьев, окруженного рыжими, белыми и пегими лошадьми (1:9). Этим «Мужем» был Ангел Господень, или Христос до Своего воплощения (1:12). Пророк также описал ангелов на конях, которые патрулировали землю (1:10).

8 … видел я ночью: вот, Муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади Него кони рыжие, пегие и белые, - и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал Муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю. И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна. (Зах. 1:8-11)

  1. Четыре личности и группы, взаимодействующие между собой в этом коротком видении (1:8-11).
    1. Пророк Захария
    2. Муж (1:8, 10) на рыжем коне, он же Ангел Господень (1:11-12)
    3. Ангел, интерпретирующий видение, ангел «говоривший со мною» (1:9, 13-14)
    4. Группа патрулирующих ангелов, которые сидели на конях и следовали за Мужем (1:8, 10-11)
  2. Вот, Муж: «Муж», стоящий между миртовыми деревьями упоминается в этой главе дважды (1:8, 10), «Ангел Господень», стоящий между миртовыми деревьями, также предстает перед нами дважды (1:11, 12 см. 3:1, 5, 6)— это одна и та же личность.
  3. Ангел Господень: Ангел Господень – это Христос до Своего воплощения, который также предстает перед нами в 3:1-6.
  4. Рыжий конь: Боевой красный конь говорит о военном конфликте. Красный цвет крови символизирует суд Иисуса над Своими врагами. За Иисусом следовали ангелы на небесных конях.
  5. Миртовые деревья: Миртовые деревья символизировали Израиль, они росли повсюду на израильской земле.
  6. Стоял между миртовыми деревьями: Муж стоял посреди миртовых деревьев – это говорит о том, что Господь глубоко вовлечен во все, что происходит в Израиле (1:8, 10). Быть среди Своего народа – означает гарантировать их безопасность.
  7. В долине: это говорит о низком положении Израиля.
  8. За мужем следовали боевые лошади рыжих, белых и пегих (пятнистых) цветов (1:8). Скорее всего, эти цвета говорят об их миссии. Ангелы-всадники патрулировали землю, предположительно в военном контексте (1:10). Да, в небесной реальности есть лошади (4 Цар. 2:11; 6:17; Откр. 19:14).
  9. Ангел, говоривший со мною (1:9): Этот ангел говорил с Захарией на протяжении всех восьми видений, помогая пророку понять их (1:9, 13, 14, 19; 2:3; 4:1, 4; 5:5, 10; 6:4).
  10. Обошли землю: Ангельские всадники патрулировали землю и приносили вести Господу (1:11).
  11. Населена и спокойна: В 520 г. до н.э. патрулирующие ангелы принесли весть о непродолжительном спокойствии на земле, после которого Персия завоевала Вавилон, в 539 г. до н.э. Месяцем раньше (в октябре 520 г. до н.э.) Аггей пророчествовал о том, что перед полным восстановлением Израиля все народы будут потрясены (Агг. 2:6-9).
  12. Иисус, как Ангел Господень, молился о милости для Израиля (1:12). Он ходатайствовал о завершении опустошения и страданий еврейского народа, которые длились 70 лет (Иер. 25:11-12). Ездр. 5-7 описывают прорыв, который произошел благодаря молитве Иисуса.

12 И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные. (Зах. 1:12-13)

  1. В Ездр. 5:3 «в то время» (когда Иисус ходатайствовал в 1:12), Бог изменил политическую обстановку. Он избавил Иерусалим от рук Персии и высвободил финансовое обеспечение (Ездр. 6:6-13). Он также благословил Свой народ пророческим служением Аггея и Захарии (Ездр. 5:1-2).

1 Но пророк Аггей и пророк Захария… говорили Иудеям… пророческие речи … Тогда встали Зоровавель… и начали строить дом Божий [храм]… и с ними пророки Божии, подкреплявшие их. В то время пришел к ним Фафнай, заречный областеначальник [в Персии]… и так сказали им [негативное]… Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию... (Ездр. 5:1-5)

  1. В то же самое время Захария пророчествовал Зоровавелю о том, что горы противостояния сдвинутся (4:7) — вскоре персидский царь Дарий повелел Фафнаю (своему правителю над Самарией и Иудеей) прекратить противостояние Израилю и обеспечить их финансовой поддержкой (Ездр. 6:6-17).

6 Итак, Фафнай… Не останавливайте работы при сем доме Божием… из имущества царского - из заречной подати - немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно … пусть будет выдаваемо им изо дня в день … если какой человек изменит это определение… дом его за то будет обращен в развалины… Фафнай… как повелел царь Дарий, так в точности и делали… И окончен дом сей [в 516 г. до н.э.]… (Ездр. 6:6-15)

  1. Пророку Захарии было поручено провозглашать особенное послание утешения (1:13-17). Это первый из четырех пророческих отрывков, который он получил во время восьми ночных видений (1:14-17; 2:6-13; 4:6-10; 6:9-15). Слова «Иерусалим» и «Сион» используются как синонимы.

13 Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные. И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою… Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой… и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи… снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. (Зах. 1:13-17)

    1. Провозгласи: Ему было поручено нести послание, что Бог ревнует об Иерусалиме (1:14). Центральным посланием пророка является откровение о Божьей ревности (1:14-17).
    2. Мои города: В ответ на молитву Иисуса за города Иудеи, Отец обещал благословить их процветанием (1:17). Это произошло частично в поколении Захарии, и даже больше начиная с 1948 г. Вся полнота Божьего ответа на эту молитву придет после возвращения Господа.
    3. Снова изберет Иерусалим: Господь вновь изберет Иерусалим (1:17; 2:12; 3:2) быть столицей Своего всемирного царства (Ис. 2:2-4). Господь сказал Давиду о том, что Он избрал Иерусалим; и сказал Соломону о Своем желании, чтобы в этом городе пребывало Его Имя (2 Пар. 6:6, 34-38).
  1. Второе видение: Четыре рога и четыре рабочих (Зах. 1:18-21)
    1. Захария увидел четыре рога – они представляли собой мировые сверхдержавы, разбросавшие израильский народ (1:18-19). Второе послание дает нам больше деталей о Божьем послании утешения (1:13, 17), которое открывает, что Бог сделает с языческими империями, на которые Он «в великом негодовании» (1:15).

18 И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги [враждебные империи], которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. (Зах. 1:18-19)

  1. Четыре рога: Четыре рога говорят о четырех агрессивных народах, преследующих Израиль. Рога символизируют силу (Пс. 17:2; 21:21; 74:10; 88:17, 24; 91:10; 111:9; 131:17).
  2. Что это: Захария попросил ангела объяснить ему значение этих рогов. Речь шла об империях, которые рассеяли израильский народ (1:19), вытеснив их своими рогами.
  3. Четыре рога: Большая часть еврейских комментаторов определяют эти четыре царства как Вавилон, Персию, Грецию и Рим. Перед нами те же самые мировые сверхдержавы, о которых свидетельствуют четыре металла в истукане из сна Навуходоносора в Дан. 2:31-45. Они же являются четырьмя звериными империями в Дан. 7:2-13. Утешение Израиля состоит в том, что он обретет окончательную свободу от всех языческих империй.
  4. Захария увидел четырех рабочих, которые одержали победу над четырьмя рогами-империями, которые преследовали Израиль (1:20-21). Эти рабочие были строителями, а молоты в их руках могли без труда разбить хрупкий бараний рог. Четыре рабочих были Божьими инструментами для разрушения нечестивых рогов-империй. Они могут представлять собой империи, которые Бог использовал для завоевания предыдущих империй (Дан. 2:34-35, 44-45).

20 Потом показал мне Господь четырех рабочих. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду… сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против … Иуды... (Зах. 1:20-21)

  1. Третье видение: Муж, который измерял иерусалим (Зах. 2:1-5)
    1. Третье видение Захарии было Муже, который измерял Иерусалим в подготовке к расширению (2:1-5). В этом видении Иерусалим наполнен Божьей славой, процветанием и защитой.

1 И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду … огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него. (Зах. 2:1-5)

  1. Множество: Во время Тысячелетнего Царства многие евреи из различных народов переедут в Израиль.
  2. Огненная стена: Иисус будет жить в Иерусалиме (1:16; 2:5, 10) и защищать его. Вместо физических стен Господь поставит вокруг расширенного города стену из огня. Огненная стена будет напоминать нам об огненном столпе в пустыне (Исх. 13:21-22; 14:20; Ис. 4:5).
  3. Господь призвал еврейских пленников, по-прежнему живущих в Вавилоне, спасаться от его грядущего суда (2:6-7). Вавилон назван северной страной, потому что он напал на Израиль с севера.

6 Эй, эй! бегите из северной страны [из Вавилона], говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. (Зах. 2:6-7)

  1. Бегите и спасайтесь: Вавилонский народ только что был завоеван Персией, тем не менее, на Вавилон приближался более суровый суд. По этой причине Господь побуждал оставшихся там евреев спасаться бегством (2:6) от грядущих страданий. Многие оставались жить в Вавилоне, считая, что так им будет проще.
  2. Господь совершит суд над каждым народом, который грабил Иерусалим (2:8-9). Израильскому народу было необходимо бежать из Вавилона (2:7) потому что Господь собирался совершить над ним Свой суд за то, что он грабил Израиль.

8… для славы Он послал Меня [Иисуса] к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня [Иисуса]. (Зах. 2:8-9)

    1. Для славы: Отец послал Иисуса к народам, грабившим Израиль. Те же слова Он говорит в Евангелии от Иоанна: «Отец послал Меня». Фраза «для славы» вероятнее всего указывает на события, которые произойдут во время второго пришествия Господа (Мф. 25:31-46).
    2. Послал Меня:Трижды в этом отрывке Иисус описан как «Посланный» (2:8, 9, 11), а также как Тот, Кто будет жить в Иерусалиме (2:5, 10, 11).
    3. Тогда узнаете: Израиль узнает, что Отец послал Иисуса освободить его от народов, которые грабили израильский народ. Это прямое указание на второе пришествие Иисуса.
  1. Окончательное спасение Израиля произойдет тогда, когда Иисус будет жить в Иерусалиме (2:10-13). Стряхнув пыль разочарований Иерусалим будет ликовать, потому что теперь в нем будет жить Мессия, а все народы (вместо того чтобы грабить израильский народ) будут поклоняться Богу в Израиле (2:11)

10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! … Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим. Да молчит всякая плоть… Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего. (Зах. 2:10-13)

  1. Ликуй и веселись: Несмотря на то, что израильскому народу было трудно радоваться и петь – к Иерусалиму приближалось славное благословение. В феврале 519 г. до н.э. остаток Израиля жил в разочаровании - народ страдал от сильной засухи и экономического кризиса (Агг. 1:6-11).
  2. Многие народы: Господь совершит Свой суд (2:9) и благословит (2:11) народы в зависимости от их ответа на Божье лидерство. Многие народы обратятся к Богу, а их цари станут поклонниками Иисуса (Быт. 12:3; 22:18; Пс. 71:11; 101:15; 137:4; 147:11; Ис. 60:3; 66:8; Амос. 9:12; Соф. 2:11; Зах. 2:11; 8:22; 14:9, 16; Мал. 1:11; Откр. 7:9; 15:4).
  3. Святая земля: Это единственный раз, когда в Библии встречается словосочетание «Святая Земля».
29

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7