4 МОДУЛЬ Сессия 3

Послание Предтечи в Софонии 1-2

  1. Введение
    1. Обзор Софонии 1-2

1:2-3 Божьи суды в космосе

1:4-6 Божий суд над Иерусалимом и Иудеей

1:7-14 Масштабы Божьего суда

1:15-18 Пугающая Божья красота

2:1-3 Призыв собраться вместе к верному остатку

2:4-7 Божий суд над Филистимией

2:8-11 Божий суд над Моавом и Аммоном

2:12 Божий суд над Кушем

2:13-15 Божий суд над Ассирией

  1. Прапрадедушку Софонии звали Езекия (1:1). Большинство комментаторов считают, что речь идет о царе Езекии. По всей видимости, Софония был частью царственной династии вместе с правящим царем Иосией.

Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского. (Соф. 1:1)

  1. Софония пророчествовал во времена царствования Иосии, что, вероятнее всего, делает его современником пророка Иеремии (Иер. 1:1). Являясь праправнуком царя Езекии, Софония обладал свободным доступом в царский двор и хорошо знал книгу Второзаконие.
  2. В нескольких случаях можно увидеть прямую связь между посланием Софонии и Второзаконием.
    1. Соф. 1:13 - Втор. 28:30
    2. Соф. 1:13 - Втор. 28:39
    3. Соф. 1:15 - Втор. 28:53, 55, 57
    4. Соф. 1:15 - Втор. 4:11
    5. Соф. 1:17 - Втор. 28:29
    6. Соф. 1:18 - Втор. 32:21–22
    7. Соф. 3:5 - Втор. 32:4
    8. Соф. 3:17 - Втор. 28:63; 30:9
    9. Соф. 3:19-20 - Втор. 26:19
  3. Знание сюжетной истории Торы поможет нам еще лучше понять точку зрения пророков (и почему они говорили то, что они говорили).

9 … но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. (Откр. 22:9)

  1. Реформы в поклонении во времена правления царя Иосии
    1. Софония пророчествовал во время правления Иосии, который хотел провести национальные реформы в поклонении. Делая это, он призывал Израиль вернуться к своему главному и первоначальному мандату – быть царством священников. Главная задача Израиля состоит в том, чтобы вести народы к поклонению единственному и истинному Богу. По этой причине Господь вывел Израиль из Египта – он получил свободу, чтобы поклоняться.
    2. В 19-й главе книги Исход, Господь приводит Израиль к горе Синай, чтобы сказать им об их призвании – быть царством священников (Исх. 19:5-6). Пророк Иеремия открывает нам, что эта встреча на горе Синай была обручением Бога с Израилем.
    3. 19-я глава Исхода – это главное место в Библии, помогающее нам понять откровение о Женихе. Это самое первое место в Писании, где Бог открывает Себя Своему народу как Бог-Жених. Перед нами открывается великолепная сцена, полная невероятной красоты, изумления и трепета перед Господом (Исх. 5:1; 7:16; 8:1, 8, 20, 21; 9:1, 13; 10:3).

После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. (Исх. 5:1)

  1. В Софонии мы видим ревность Господа, Который противостоит культуре идолопоклонства и призывает народ вернуться к Себе (2:3, 11; 3:10). Книга заканчивается описанием Иисуса, как Воина и Царя, Который ведет израильский народ в поклонение по сердцу Божьему (3:14-17).
  2. Софония помогал царю Иосии проводить национальные реформы в поклонении. Главный результат служения предтечи – обратить сердца людей к Богу и утвердить первую заповедь на первое место.

“ … Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Откр. 19:10)

Если бы они (посланники) стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их. (Иер. 23:22)

    1. Посланники-предтечи открывают людям Иисуса как Царя, Судью и Жениха. Они несут послание о том, что говорит Писание об уникальной динамике Божьей сюжетной истории последних времен, как о неотъемлемой части Евангелия Царства (Мф. 24:14). Посланники-предтечи готовят людей духовно, неся послание о силе спасения и помогая понять уникальную динамику (как позитивную, так и негативную), которая будет происходить в поколении, которое увидит возвращение Господа. Божий народ должен быть готов духовно, не поддаваясь страху, обольщениям врага, соблазнам культуры, смущению, или обиде на Божьи суды. Вместо этого Церковь последнего времени будет наполнена миром, благодарностью, верой, уверенностью, ясностью и святой любовью.
    2. Перед возвращением Иисуса Евангелие Царства будет проповедано во всех народах (Мф. 24:14). Послание Царства можно применять лично (например, когда кто-то получает бесплатный дар спасения) или на всемирном и космическом уровне, когда все народы примут Иисуса как своего Царя во время Его возвращения. Посланники-предтечи несут Евангелие Царства, призывая людей ко спасению и к пониманию того, что говорит Писание об уникальной динамике мировых событий – когда Иисус соберет огромную жатву душ, поднимет побеждающую Церковь и противостанет нечестивым правителям всех народов в последние времена.
  1. День Господень
    1. Главным посланием пророка Софонии является День Господень (Соф. 1:1, 7, 8, 10, 14, 18; 2:2, 3, 8). Он призывал Израиль и все народы ответить Господу в свете грядущих событий.
    2. Проповедь о Дне Господнем занимала центральное место в пророчествах Ветхого Завета, а также в учении Иисуса и новозаветных апостолов. Писание призывает нас к жизни в любви и праведности в свете приближения Дня Господня или грядущего Царства. День Господень упоминается около 80 раз в Ветхом Завете, и примерно 100 раз во всем Писании.

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так … то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам… (2 Пет. 3:10-11)

  1. Иисус и Иоанн Креститель провозглашали грядущее Царство в контексте Дня Господня.

“… приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... (Мф. 3:1-2)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4:17)

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение Дня оного. (Евр. 10:24-25)

  1. День Господень – это «Его День», когда Он открыто проявит Свою суверенную силу и мудрость над народами. Иисус решительным образом вмешается в ход истории, высвобождая Свои суды и спасение. В День Господень ревность Иисуса станет источником беспрецедентных действий Святого Духа в пробуждении и суде.
  2. Пророки говорили о великом масштабе Дня Господня, а также о его страшном влиянии. День Господень затронет всех жителей земли, открыв ужасающее величие и красоту Иисуса.

11 … ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Иоиль 2:11)

5 Вот, Я пошлю к вам Илию… пред наступлением дня Господня, великого и страшного. (Мал. 4:5)

    1. Ключевые отрывки о Дне Господнем в Ветхом и Новом заветах: Ис. 2:10-22; 4:1-6; 11:1-15; 13:6-9; Иез. 13:5; 30:3; Иоиль 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Амос 5:18-20; Авд. 15; Соф. l:7, 12, 14-18, 20; Зах. 14:1-4; Мал. 4:5; 1 Фес. 5:2-3; 2 Фес. 2:2-3; 2 Пет. 3:10; Откр. 6:17.
    2. День Господень – это Божья слава, которая откроется в истории посреди огромного кризиса и благословений.
      1. Жених: день, радостный для Его сердца – Песн. 3:11
      2. Царь: день Господа – Иоиль 2:11
      3. Судья: день Его гнева – Пс. 109:5
  1. Божий Суд в космосе (Соф. 1:2-3)
    1. Первая глава Софонии открывает нам ужасающую красоту Божьего величия (1:15), в то время как Он ревностно противостоит Своему народу за их идолопоклонство (1:4-7), готовит народы к жертвенному пиру (1:7) и создает необходимые условия для нового неба и новой земли (1:2-3).
    2. Пророческое послание Софонии сосредоточено на взаимоотношениях Бога со Своим народом. В то же время он подчеркивает масштаб божественного суда, который охватывает весь земной шар: все народы восстанут против Бога, и по всему миру будет проповедано Евангелие (Мф. 24:14; Деян. 17:30; Откр. 9:21; 16:9).

2 Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли... (Соф. 1:2-3)

  1. Я истреблю все с лица земли: Его суды будут подобны потопу во дни Ноя (Быт. 6). Иисус говорил Своим ученикам, что День Господень будет похож на дни Ноя (Мф. 24:37, Лук. 17:26). Упоминание о Великом Потопе открывает нам масштаб разрушений в последние времена (Ис. 13:12).
  2. Книга Откровение говорит о том, что за 1260 дней смертность населения земли достигнет как минимум 50%. Если в начале Великой Скорби на земле будет жить 8 млрд. человек, то в следующие 1260 дней погибнет 4 млрд., это означает, что 3 млн. будут умирать ежедневно. Сегодня на земном шаре каждый день погибает 150 тысяч человек. Для сравнения, эпидемия Черной Чумы (в 1347-1352 г.) унесла в могилу 25 млн. человек - 13,698 в день.

.... совершит суд над народами, наполнит землю трупами... (Пс. 109:6)

  1. Я истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских: Космический масштаб Божьих судов напоминает то, что происходило в Бытие 1. В Рим. 8 Павел говорит о том, что творение стенает, пытаясь освободиться от оков человеческого греха. Божьи суды повторят сценарий в Быт.1:1 – на земле будет царить хаос и тьма, из которой Он создаст Новое Бытие.

22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22)

Ибо вот, тьма покроет землю [Быт. 1:1], и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. (Ис. 60:2)

25 В начале Ты, основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они [небо и земля] погибнут, а Ты пребудешь; и все они [небо и земля], как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их [небо и земля], и изменятся [новое небо и новая земля] (Пс. 101:26-27)

    1. Соблазны между нечестивыми: Бог противостанет не только идолам, но и тем, кто продолжает поклоняться им (не раскаиваясь и не принимая Евангелие).
    2. Я истреблю людей с лица земли: Божьи суды затронут весь мир и приведут к смерти множество людей.
  1. Божий суд над Иерусалимом и Иудеей (Соф. 1:4-7)
    1. Послание Софонии было немыслимым, он говорил о том, что Иудея и Иерусалим подвергнутся серьезному суду. В дни Софонии это произошло частично от войск Вавилона в 605-586 г. до н.э.1 Это глубоко не нравилось жителям Иудеи и Иерусалима. Иерусалим считался неприступным. Люди считали, что город всегда будет под божественной защитой (ведь в нем находится храм Господа).

4 И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. (Соф. 1:4-6)

  1. Иерусалиму были даны могущественные обетования (Пс. 47); поэтому для израильского народа было немыслимо, что он может быть разрушен от Божьего суда. Иерусалим и Иудея находились в глубочайшем духовном и нравственном компромиссе. Они прятали его за ложным ощущением национальной гордости и безопасности.

4 Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Вот, вы надеетесь на обманчивые слова… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей… (Иер. 7:4, 8-11)

  1. Я истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками: Господь тщательным образом очистит и избавит землю от идолопоклонства. Отец найдет поклонение, которое Он желает. Он искупит идолопоклонников и сделает их истинными поклонниками (Ин. 4:11-24).
  2. Израиль пошел на компромисс, «признавая» Яхве и в то же время, добавляя в свою жизнь другие духовные и нравственные элементы. Они ежедневно обращались к богам, подобным Ваалу (за экономическим процветанием) и обращались к Богу, как к богу кризиса.
  3. Тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся Молохом: Жители Иерусалима приносили жертвы Молоху (детские жертвоприношения), а также занимались астрологией и гороскопами (Пс. 68:1-6; см. Втор. 4:19). Астрология уходит корнями в цивилизацию шумеров, из которой произошли вавилоняне. Может ли это указывать на будущее участие Иерусалима в деятельности Вавилонской блудницы (Иез. 8:14, Откр. 17)?
  4. Не искали Господа и не вопрошали о Нем: Люди перестали поклоняться истинному Богу, ища мудрости и направления у идолов. Ваал был божеством плодородия, а также богом погоды или грозы. Израильтяне просили у Ваала дождя, особенно в кризисные времена для урожая и экономики. Мы видим, насколько отличается в этом отношении поведение Саула (1 Цар. 28:6-9) и Давида (1 Цар. 30:6, 8; Пс. 26:4).

6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Ис. 55:6)

  1. МасштабБожьихСудов (Соф. 1:7-14)
    1. Софония впервые призывает людей к действию в свете грядущих Божьих судов. Послание пророка очень напоминает то, к чему призывали Иисус и Иоанн Креститель.

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 3:1-2)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4:17)

  1. Умолкни пред лицем Господа Бога: Некоторые верят, что это – речь священников перед жертвоприношением. Возможно, мы видим земное отражение того, что произойдет на небесах во время «безмолвия на полчаса» после снятия седьмой печати в Откр. 8:1. Большая часть книги Откровение открывает нам Божьи суды последнего времени с небесной перспективы, тогда как пророки Ветхого Завета видели эти суды, происходящими на земле. Иисус говорил о том, что на земле будет так, как и на небесах.

“ … сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса... И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. (Откр. 8:1-5)

  1. Уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать: Жертвенное заклание – это ритуальное жертвоприношение, которое обычно совершалось в храме. В то же время, речь идет не столько о заклании овец и крупнорогатого скота, сколько о принесении в жертву нечестивых (Иез. 39:17-20; Мф. 24:28; Лук. 17:37; Откр. 19:17-18). Это означает, что люди, которые отвергли жертву Иисуса и цену, заплаченную Богом – будут вынуждены сами платить за свои грехи. Если бы Христос не заплатил наш долг, мы бы до сих пор оставались должниками.
  2. День Господень затронет людей в каждой сфере общества, независимо от их социального статуса (Соф. 1:12-13). Люди будут испытывать невероятные страдания и муки сердца. В то же самое Господь явит Свою милость обращая их от самодостаточности к надежде, переводя их взгляд на крест (Соф. 1:12; см. Ис. 26:9; Рим. 5:6; 2 Кор. 3:6).

8 И будет в день жертвы Господней: Я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников; посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом. [Быт. 6:11, 13]вопль у ворот рыбных и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах. Рыдайте, жители нижней части города, ибо исчезнет весь торговый народ и истреблены будут обремененные серебром. (Соф. 1:8-11)

    1. Все, кто перепрыгивает через порог: Перепрыгивание порога говорит об участии в идолопоклонстве. Этот обряд носил особенный смысл в языческой среде (1 Цар. 5:5). Возможно, что люди делали это на пороге храма, как и во время Песаха должна была быть кровь на косяках дверей (Исх. 12:7, 22-23).
    2. Вопль и рыдание: Рыбные ворота и их окрестности, другие ворота, нижняя часть города и торговые площади – все будет очень уязвимым. Послание в том, что Божий город будет разрушен вражескими войсками. Холмы, на которых часто происходило поклонение идолам, также сильно пострадают от армий врага.
  1. Ужасающая Божья красота (соф. 1:15-18)
    1. Софония дает нам восьмистороннее описание Дня Господня. Это уникальное время в истории, когда Своим судом и спасением Бог открыто проявит Свою ревность по праведности, правосудию, смирению и любви.
      1. Великий день Господа, близок, и очень поспешает: День Господень наступит внезапно и неожиданно. Павел учил о том, что День Господень придет как вор ночью: когда многие успокоятся в ложном ощущении мира – их постигнет внезапное разрушение (1 Фес. 5:2-10).
      2. Голос дня Господня – это горький вопль: Голос Дня Господня – это не только голоса посланников (Откр. 10:9), но и вопль сильных мужчин от глубокой внутренней боли.
      3. День гнева: В этот день будет открыто проявлен Божий гнев (Пс. 7:11) и божественное негодование (Ис. 59:16) против нечестивых.
      4. День скорби и тесноты: Время невообразимого кризиса, конфликтов и глубоких страданий. Иисус учил о смятении народов, когда люди будут умирать от страха и сердечных приступов (Лук. 21:26).
      5. День опустошения и разорения: День Господень произведет колоссальные разрушения, в результате чего многие города и мегаполисы окажутся заброшенными.
      6. День тьмы и мрака: Во времена Моисея (Исх. 10:22) землю окутала сверхъестественная тьма. В сердцах людей будет царить глубокая скорбь и депрессия.
      7. День облака и мглы: День облака и мглы говорит о том времени, когда Бог явился Израилю как Жених, и обручился со Своим народом. Бог открыл Свое славное великолепие на горе Синай, когда сошел на гору в облаке, буре и тьме (4 Цар. 2:11-12; Иов 38:1; 40:6; Пс. 57:9-11; 77:18; 81:7; Пр. 1:27; 10:25; Ис. 40:23-24; 41:15-16; 66:15; Иер. 23:19; 25:32-33; 30:23; Иез. 1:4; Амос. 1:14; Наум. 1:3-4; Авв. 3:14-15; Зах. 9:14-17; Деян. 1:9; 1 Фес. 4:17; Откр. 11:12)
      8. День трубы и бранного крика против укрепленных городов: Этим событиям будут предшествовать «проповедники дня Господня» (Иоиль 2:1). Они будут проповедовать, учить и пророчествовать Евангелие Царства, включая послание о Божьих судах в последние времена. Этими посланниками будут мужчины и женщины «понимания», действующие в силе (Дан. 11:33-35).
    2. Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые: Божьи суды приведут к такому невероятному страху и страданиям, что люди потеряют покой и цели в жизни.
    3. Разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет: Будет много кровопролития и смертей.
    4. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа: Богатство не сможет спасти их, или подкупить Господа, чтобы Он избавил их (если только они покаются и примут жертву Сына Человеческого за их грехи).
    5. Огнем ревности Его пожрана будет вся земля: Он будет совершать суд как страстный Жених.
    6. Истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли: Его суды будут скорыми, окончательными и затронут всех жителей планеты. Захария пророчествовал о гибели 2/3 населения израильской земли.
  2. Церковь: Ответ на послание о Дне Господнем (Соф. 2:1-3)
    1. Бог призывает Свой народ собраться вместе, обратиться к Нему и взыскать его перед/и во время наступления кризиса. Священное собрание – это не только идентичность Церкви, но и целенаправленное собрание верующих, которые от всего сердца ищут Господа, раздирая перед Ним свои сердца.
    2. Отрывок в Соф. 2:1-3, как и в книге Иоиля 2:15 исполнимы в Новом Завете. Эти стихи могут указывать на весомое присутствие в Израиле мессианских верующих, которые будут сражаться за полноту заветного израильского наследия (Деян. 3:19-21; 28:20). В Деян. 2:17-21 Петр ссылается на 2-ю главу Иоиля, тем самым целенаправленно утвердив главную и эсхатологическую идентичность Церкви - быть священным собранием, которое сражается за полноту высвобождения обещанного от Отца перед наступлением Дня Господня.
    3. Слово «исследуйте» обращено к Церкви в Израиле (смиренным земли) с призывом к молитве. Также это может быть евангельский призыв к неверующим в Израиле (к необузданному народу) взыскать Бога и обратиться ко Христу.

1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. (Соф. 2:1-3)

    1. Необузданный народ: Бог упрекает Свой народ, потому что призвал их быть особенным и святым народом, Своим сокровищем (Исх. 19:6). Он призывает их обратиться к Нему (Евр. 6:9).
    2. Софония призывает людей взыскать Господа в поклонении, послушании и стремлении к преображению.
      1. Взыщите Господа – поклонение и молитва из места близости с Ним.
      2. Взыщите праведность – верное поведение, как отдельных людей, так и общества в целом.
      3. Взыщите смиренномудрие – зависимость от Него.
  1. Божий суд над западным побережьем Израиля 2:4-7
    1. Прибрежные районы, такие как Ашкелон, Ашдод, Экрон, Хелефеи, Ханаан и Филистимия подвергнутся суровому суду. Все эти территории расположены на побережье Средиземного моря. Благодаря Божьей милости их будут населять люди, которые вернутся из плена после Великой Скорби (Пс. 68:33; 78:11-13;101:20-22; 145:7)
    2. Бог вмешается в ход событий и подарит вернувшимся пленникам новое начало: они смогут заниматься сельским хозяйством и обеспечивать свои семьи.

24 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал… И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. (Иоиль 2:26-27)

  1. Божий суд над народами (Соф 2:8-12)
    1. В Быт. 12:3 Господь призвал Авраама, обещав ему, что благословляющие его будут благословенны, а проклинающие его - прокляты. В Числ. 20-25 Моав отказывается благословлять израильтян, препятствуя их пути, проклиная их, и вводя в компромисс.
    2. В конце нынешнего века Моав и Аммон продолжат отвергать, оскорблять и угрожать (2:10) Божьему народу.

8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. (Соф. 2:8)

  1. Бог совершит суровый суд над Моавом и Аммоном, сделав их подобными Содому и Гоморре. Софония пророчествовал об опустошении Моава, а также о том, что Израиль разграбит их (2:9).

9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки… (Соф. 2:9)

9будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней… (Ис. 34:9-10)

Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора… (Ис. 63:1)

4… они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. (Мал. 1:4)

  1. Господь… истребит всех богов земли:Народы ассоциировались с богами, которым они поклонялись. Если народ побеждал другой народ, это означало, что он побеждал их бога. Бог Израиля противостанет всем народам и подчинит их Своему лидерству.
  2. Ему будут поклоняться… все острова народов:Пророки и Псалмы говорят, что все народы будут поклоняться Богу, а земля будет наполнена Его славой.
  3. И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим: Во Второзаконии 32:40-42 Бог обещал Израилю, что направит Свой меч против их врагов. Божья верность откроется в Его судах.
  4. В послании к Римлянам Павел говорит о первоочередности евангелия 2 – спасение послано сначала евреям, и потом к язычникам (Рим. 1:16). В Рим. 2:9 Павел использует тот же самый принцип, только в контексте суда. Софония начал свою речь о Божьем суде над миром, описывая Божье разногласие с Израилем. Затем пророк призывает жителей Израиля взыскать Господа, потому что День Господень очень близок. Он продолжает свое послание, пророчествуя о Божьем суде над народами (как продолжение послания о покаянии и восстановлении Израиля).
  5. Иудея и Иерусалим поклонялись чужеземным богам. Бог совершит суд над народами, чтобы разоблачить перед Израилем их ничтожность – чтобы Израиль мог возложить свою надежду на Него. Бог разоблачает слабость народов и для них самих, чтобы они также могли обратиться к Господу и стать Его поклонниками (Соф. 2:11).

1 Смотрите учебную серию Майка Бикла по книге Иоиля, где он раскрывает тему буквального и эсхатологического Дня Господня. https://mikebickle.org/videos/?category=MB/Biblical%20Studies/Old%20Testament%20Prophets/Studies%20in%20the%20Book%20of%20Joel

2 Рекомендуем прочитать книги Самуила Уайтфилда «Один Царь», а также «Израиль и Великое поручение» https://samuelwhitefield.com/books

31

«Я обрадую их в Доме молитвы»

Исаия 56:7